У кого ключ от рая?
Этот вопрос всегда вызывает у меня напряжение - где ключи? Ключи от чего? Потеряли ключи? Ну и т.д.
И ладно бы потерять ключи от чего-то не очень важного, но как быть с поиском ключа от рая?
Особенно заставило меня задуматься над этим вопросом чтение отрывка из Евангелия от Матфея. Матфей был апостолом и автором одного из синоптических Евангелий.
Синоптические Евангелия - это Евангелия от Матфея, Луки, Марка.
А называются они синоптическими из-за греческого слова «Синопсис», что означает «смотреть вместе». То есть эти Евангелия нужно рассматривать вместе. Вернёмся к Евангелию от матфея.
Дата и место написания Евангелия от Матфея точно не известны, но большинство теологов считают, что Евангелие было написано приблизительно в промежуток между 60 и 65 гг н.э. Считается, что местом написания является Антиохия (сейчас территория современной Турции).
Давайте прочитаем Матфея 16:15—19
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
Когда я знакомлюсь с людьми, я бы хотел, чтобы они знали, кто я. Когда я общаюсь с людьми, я бы хотел, чтобы они узнавали меня лучше.
Это было важно и для Иисуса Христа.
От Матфея 16 глава
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.
«Вы» - это местоимение множественного числа. Это значит, что Иисус спрашивал не только одного Петра, а всех учеников (смотри 13 стих). И Петр, отвечая Иисусу, отвечал не только за себя, но и за других учеников.
Синоптические евангелия в целом показывают нам, как вера апостолов развивалась постепенно, доходя до более глубокого понимания Господа и его учения.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
17 Иисус называет Петра «блаженным», то есть благословенным. Что значит быть благословенным? Вообще, слово «благословенный» означает человека, к которому благосклонен Бог и эта Божья благосклонность дает человеку определенное чувство счастья. Это очень широкое определение.
Для того, чтобы понять, что конкретно Матфей имел в виду говоря «блаженный» нужно вернутся к главе 5, стихи с 3 по 12. Давайте прочитаем начало и конец этого отрывка.
Стих 3 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.»
Стих 12 "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.»
Как мы видим, Матфей говорит об эсхатологическом (эсхатология - учение о конце существующей земли) понимании блаженства.
То есть Матфей хочет сказать: быть благословенным, значит иметь конечную награду - жизнь в раю. И в этом явное отличие от языческого понимания блаженства - язычники понимают блаженство, прежде всего, как материальное или физическое благосостояние. Для христиан приоритетным является духовное благосостояние. Хотя, конечно, физическое и материальное благополучие тоже зависят от Бога.
Иисус - это сын живого Бога (стих 16), Петр - это сын Ионы (Стих 17). Бог Отец дал Симону (имя означает «услышавший, услышанный, слушающий») понимание, что Иисус - это Божий сын. Симон услышал Бога и понял, что Иисус - это Христос (то есть Мессия - помазанник - человек, помазанный елеем - в Ветхом Завете: царь, пророк, первосвященник). Это понимание того, что Иисус является мессией было дано Богом, потому что это понимание невозможно достичь через плоть и кровь, а только через дух, только через Божье откровение.
С другой стороны, мы не должны думать, что апостолы не считали Иисуса Мессией раньше. Они пошли за Иисусом, поверив, что он Мессия. Но их понимание сути Мессианства стало гораздо глубже со временем, проведенным со Христом. В начале их понимание Христа было смешанным с их собственными ожиданиями и представлениями о том, каким должен быть Мессия (они думали, что это физический царь, который приведет к политической доминации израильского народа). Эта проблема поверхностного понимания Христа есть и сейчас. Проблема современных христиан - это неглубокое поверхностное понимание учения Господа. Христиане знают азы Теологии, но не стремятся углубиться в них. Это проблему церковь должна решать.
Что апостолы, что люди нашего времени приходят к вере в Бога со своими представлениями о том, каким он должен быть и только по мере духовного роста Бог открывает более глубокое понимание Божественной сущности. Если мы не будем прогрессировать в изучении Божьего слова, то наше понимание Бога так и останется лишь частичным и поверхностным.
Почему Иисус задал вопрос апостолам о себе? Потому что приближалось время распятия Иисуса и Иисус хотел, чтобы апостолы имели ясное представление о нем и не разбежались после смерти его. Ведь если они понимали бы Иисуса только как политического лидера, тогда после смерти Иисуса на кресте, они бы разбежались.
После того, как Иисус убедился, что для учеников ясна его личность, он говорит о своей задаче:
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
Иисус назвал Симона Петром (камень, скала). И Иисус использует многозначность этого имени. Католическая церковь считает, что этот текст говорит об исключительности католической церкви как преемницы апостола Петра (ведь считается, что апостол Петр основал Римскую католическую церковь). Но на самом деле здесь говорится не о конкретной личности Петра (тем более, что он говорил не как отдельный человек, а как представитель всех апостолов). Знаете о чем здесь говорится?
Здесь говорится об исповедании веры, которую озвучил Петр от лица всех апостолов - веры в то, что Иисус есть Христос, сын Бога живого.
Итак, настоящая церковь построена на вере в Бога, на вере в краеугольный камень Иисуса Христа.
Греческое слово ἐκκλησία, обозначающее церковь, дословно означает - "призванные, созванные, призванные из». Когда христиане говорят о том, что ищут свое призвание в этой жизни - им нужно знать, что фундаментальное их призвание от Бога - быть в церкви, то есть быть Божьим народом. Не важно, где - на работе, в семье, на служении в поместной церкви - наше призвание быть Божьим народом. Быть Божьим народом означает - быть послушным Богу.
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
О чем здесь говорится? У Петра будут ключи от ворот рая, и он будет решать, кому войти в рай или нет? Звучит так, как-будто Петр будет выполнять роль Бога. И значит ли это, что только те, кто принадлежит к римской католической церкви войдет в рай, так как апостол Петр основал эту церковь?
Конечно, нет. Давайте отметим, что слово церковь сменяется словосочетанием Царство Небесное. Определено, что есть связь между этими понятиями. Но какая?
Такая: Церкви даны «ключи» от Царства Небесного. Что же это за ключи?
Чтобы разобраться в этом вопросе нужно вернуться к самому началу официального служения Иисуса - Мф 4:17 «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.», 23а «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия».
Здесь мы видим, что ключами в Небесное Царство является Евангелие (греч. «Благая Весть», «Радостная Новость»). Евангелие дано Церкви для того, чтобы распространять его и таким образом открывать для людей ворота в Небесное Царство.
Также давайте посмотрим на так называемую фамилию Симона Петра - «Сын Ионин».
У Бога нет ничего случайного - совпадение имен отца Петра и ветхозаветного пророка Ионы не случайно.
Петр является духовным преемником пророческой миссии Ионы - распространять Благую Весть среди язычников.
Напомню, что основную миссию Петр выполнял как раз среди язычников, особенно в Риме (одном из главных городов мира того времени). А Иона выполнял миссию в Ниневию, которая в свое время тоже была среди главных городов мира. Имя Иона означает «голубь». Птица, использовавшаяся для доставки вестей. Иона принес Благую Весть к язычникам, это же сделал Петр, это же должны делать мы, как церковь.
Таким образом, мы видим две характеристики церкви:
1) Церковь - это собрание Божьих людей, людей которые послушны Богу.
2) Церковь должна распространять Евангелие.
Из сегодняшнего текста Библии мы узнали, что одна из функций настоящей церкви - это открытие ворот рая. Однако, что ищут сейчас люди в церкви? Ворота в рай или что-то другое? Может быть они ищут Классную группу прославления? Красивого и успешного пастора? Друзей из среды бизнесменов?
Сейчас христиане выбирают церковь, как одежду в магазине - это модно, это не модно; здесь красивый свет, классная аппаратура, прихожане богатые, много молодых, группа прославления и т.д. Что ж поиск комфорта - это часть человеческой натуры и это не плохо само по себе. Плохо, когда поиск комфорта затмевает задачу христиан - а задача христиан: расти в познании Бога и распространять Евангелие.
У церкви есть ключи в рай. Церковь имеет много разных функций, но все они взаимосвязаны и имеют общую цель - открыть для людей ворота рая.