Найти в Дзене
Записки о провинции

Как увлечь крестьянских детей, и почему замужество иногда бывает вредным для образования

В Российской империи учебный год в гимназиях и университетах начинался уже в августе. Однако в сельских школах ученики приступали к занятиям только с окончанием полевых работ. Учёба могла стартовать и в конце сентябре, и даже в 30-х числах октября.

В сельской школе.  Художник: Владимир Маковский
В сельской школе. Художник: Владимир Маковский

Сельские школы в царской России занимали небольшие избы - и часто это были ветхие, неотапливаемые домики с маленькими окошками, едва пропускавшими свет, без вентиляции.

Но изредка находились меценаты, благодаря которым школа могла разместиться в приличном доме, где дети не только учились, но и жили. Одним из таким учебных заведений стала школа казанской дворянки Ксении Николаевны Боратынской.

Школа распахнула свои двери в 1905 году. В ней девочки и мальчики учились вместе, что было необычно для России того времени. В открывшуюся в доме Боратынских школу недалеко от Шушар принимали не поступивших в мужскую и женскую учительские семинарии, крестьянских детей из близлежащих деревень.

Ксения Николаевна относилась к преподаванию и воспитанию с большой любовью и ответственностью. Ученики проходили не только общеобразовательные предметы, как математика, литература, история и пр., но и занимались ручным трудом. В школе имелись ткацкая, столярная, кузнечная и гончарная мастерские.

На уроках русского языка всякое правило превращалось в занимательные игры – «словообразование» или «грамматическую чепуху». При изучении физической географии устраивали экскурсии, например, в соседнюю каменоломню. Также была популярна «игра в почту, литературные экспромты, спектакли (Островского, Грибоедова), декламации и свободные диспуты». Но особый интерес сама Боратынская испытывала к живописи, поощряя иллюстративное рисование на изучаемую тему на всех устных уроках. В результате из ее учеников вышли талантливые художники – Никита Сверчков, Моисей Спиридонов и Михаил Адрианов. Они на отлично закончили Казанскую художественную школу и были посланы в Академию художеств в Петербург. В дальнейшем Адрианов работал у мариниста Николая Дубовского, Спиридонов стал заслуженным деятелем искусств, а Сверчков – директором художественной школы в Чебоксарах.

В ходе общения с крестьянами Ксения Боратынская сталкивалась и с их нищетой, которая показывала громадную пропасть между сословиями. «Мне всегда было тяжело и стыдно перед ними, и я жалела, что я не простая учительница, тогда я бы на равных с ними правах и более смело могла выставлять свои требования, касающиеся учеников. Спрашиваю: « Почему у вас Варя или Миша не ходит в школу?» – «А кто с ребёнком будет?» – «Почему Вася пропустил два дня?» – «Обутки нет». – И я замолкала».

Однако в школе их кормили очень хорошо по крестьянским меркам. Утром ученикам давали чай с молоком и сахаром и черным хлебом, в обед – пять раз в неделю жирный суп с мясом и кашу с маслом либо картошку или макароны и так же ужин. Кроме того, по воскресеньям и праздникам кормили пирогами и белым хлебом.

Выйдя замуж, Боратынская была вынуждена закрыть школу. Но дом молодой семьи продолжали посещать деревенские ребятишки, которые получали бесплатное образование или готовились к экзаменам.