Согласно скучной футбольной теории (а теория всегда скучная и дело не в футболе) существуют следующие технические элементы, которым мы можем обучать футболистов: остановка мяча, удар по мячу, ведение мяча, обманные движения, отбор, вбрасывания. Казалось бы, исчерпывающий список. И действительно, если посмотреть на те действия, которые выполняют игроки во время игры, то всё вроде есть (кроме, наверное, всё-таки остановки, так как в современном футболе при приёме мяча, последний уже почти никогда не останавливается).
Сегодня хотел бы поговорить об обучении такому футбольному действию, как сохранение мяча. Да, его нет в футбольных учебниках, и да, футболист соприкасается с мячом за 90 минут игры в среднем всего лишь от 1 до 2 минут, но данный факт лишь подчеркивает важность сохранения и эффективного использования мяча для своей команды.
В этом тексте речь пойдёт о сохранении мяча только как об индивидуальном навыке. Что же я вкладываю в понятие "сохранение мяча"?
Сохранение мяча - это способ действий на футбольном поле, состоящий из различных технических элементов, позволяющий игроку, находящемуся под давлением соперника, остаться с мячом и создать лучшие условия для дальнейшего развития игровой ситуации.
В сохранение мяча могут быть включены следующие элементы: ведение и дриблинг, обманные движения (финты), развороты и укрывание мяча корпусом. В зависимости от эпизода футболист может использовать от одного до всех названных элементов.
В любой игровой ситуации во время матча футболисты принимают решения "Что же делать дальше?". Поэтому навык сохранения мяча это, в первую очередь, умение и смелость в принятии решения, что "мяч пока должен остаться у меня", а уже потом технические способности для выполнения принятого решения.
С чего же начинается обучение этому навыку?
Контроль мяча. Начало
Обучение сохранению мяча начинается с самых первых моментов, когда ребёнок пришёл на футбольную тренировку. И это касается многих футбольных действий, о которых будем говорить в дальнейшем. (Здесь и дальше мы будем считать "по умолчанию", что на первые занятия футболом ребёнок приходит в 5-6 летнем возрасте).
На самом деле, почти всё, что делает ребёнок с мячом на своих первых тренировках, это всё про сохранение мяча, ведь даже когда он учится вести мяч, ему важно не отпускать его далеко от себя. Но сейчас постараемся быть более конкретными и разберём несколько ключевых моментов и упражнений, которые можно и нужно использовать для того, чтобы начинать учить детей сохранению мяча.
1. Умение распознать ситуацию
Как уже написал выше, это первое, что надо сделать в любой игровой ситуации. И на поверку, дети делают это постоянно, особенно в первый год обучения. Так что же помогает нам, тренерам, учить детей распознавать ситуацию и принимать решения? Ответ, на самом деле, знают все тренеры, хоть пару раз работавшие с детьми. Подвижные игры. В играх есть сюжет, у каждого игрока есть роль и задача, и в зависимости от того, как развивается сюжет, как действуют другие дети, каждому ребёнку необходимо решить "что же делать, чтобы выполнить свою задачу?"
Таких игр описано не один десяток. Ещё несколько десятков может придумать сам тренер. Поэтому рассматривать какую-либо конкретную игру мы не будем. Но остановимся на том, на чём тренеру следует акцентировать своё внимание при проведении таких игр.
Самое важное, что должен сделать тренер (помимо того, чтобы детям было весело и интересно), так это помочь им концентрироваться и обращать внимание на необходимые моменты для успешной игры и плодотворного обучения, а конкретно:
- стараться всегда смотреть вокруг и видеть всё игровое поле, а также соперников (салок, отнимающих, догоняющих), партнёров и других участников;
- не бегать просто ради бега, а бежать только в том направлении и только тогда, когда это действительно нужно. Часто во время игры в салки можно увидеть такую картину: дети просто начинают бегать по кругу до тех пор, пока либо с кем-то не столкнуться, либо пока не остановит тренер, а если их осалили, то они не всегда это и поняли;
- поднимать голову, если игра проходит с мячом в ногах;
- думать во время игры.
Когда и как тренеру говорить об этом? Тут есть несколько вариантов:
- Перед игрой. Вполне можно напомнить детям, спросив их "Что нам нужно стараться делать, чтобы у нас получилось хорошо сыграть в эту игру?". Но такой вариант будет полезен, если дети уже знакомы с этой игрой. В противном же случае всё внимание детей лучше сфокусировать на правилах игры.
- Во время выполнения. Опять-таки, подойдёт только в том случае, если дети хорошо знают игру, тогда подсказка должна быть короткой и ясной, либо напоминающей, чтобы заставить детей вспомнить о каком-то важном моменте. Во время игры тренер основное внимание уделяет другим вещам: следит за безопасностью, поддерживает ход упражнения, интерес и внимание детей, помогает кому-нибудь из них при необходимости.
- В паузе между повторениями. Это наверное лучший вариант для того, чтобы и впервые рассказать детям о том, что и почему лучше делать, и напомнить им, если они уже знают эти принципы. Оптимальным вариантом будет собраться вкруг ( и сесть прямо на газон по возможности) прямо на игровом поле или в непосредственной близости, и в формате диалога с детьми рассказать им об этих моментах. С помощью вопросов и диалога с тренером дети часто могут сами придти к необходимым выводам, что намного лучше с точки зрения осознания и запоминания. А перед тем, как снова сыграть в игру, нужно напомнить детям эти принципы и попросить их следить за этим во время игры и пробовать их использовать.
- После игры. Проговорить и напомнить детям ещё раз про то, что нужно делать, чтобы оставить у себя мяч, можно и после завершения упражнения. Так как в любом случае эти принципы нужно будет применять и во время игры в футбол.
2. Умение справиться с мячом
Как уже написал выше, техническими элементами для выполнения сохранения мяча являются: ведение и дриблинг, обманные движения (финты), развороты и укрывание мяча корпусом. Что-то из этого (ведение и развороты) дети выполняют уже с самых первых своих занятий, в некоторых играх уже выполняются и обманные движение (но пока только корпусом и без ведения мяча), а вот укрывать мяч можно начинать учить в специальных играх на сохранение мяча.
Таким образом, техника работы с мячом постоянно улучшается с самого первого занятия. Как только большая часть наших совсем маленьких футболистов понимает, что лучше не бить мяч как можно дальше от себя каждый раз, можно пробовать давать эти специальные упражнения. Об этом далее.
Пара упражнений на сохранение мяча
Работа тренером - это всё-таки очень творческое занятие. Каждый раз тренер должен самостоятельно продумывать как отдельные упражнения, так и всю тренировку - только в этом случае можно сделать её действительно хорошей, полезной и интересной.
Поэтому предлагаю всего лишь пару упражнений, которые можно использовать в первый год обучения футболу. Включать их в тренировки можно уже после первого месяца занятий.
- Первое упражнение, как кажется, используют почти повсеместно. Тренер (по крайней мере в первые пару раз) выступает в роли "охотника", который с помощью своего "оружия" (фишки или манишки) охотится на мячи. Дети же ведут свои мячи по площадке и стараются делать это так, чтобы тренер не попал по их мячу. Для большего интереса детей к процессу игры можно сделать охотниками нескольких из них. Но тогда нужно спланировать так, чтобы большинство детей сыграли в этой роли - обычно им это очень нравится.
В этой игре футболистам нужно и вести мяч, и разворачиваться, и укрывать его корпусом. Впервые всё это будет даваться сложно для 5-6 летних детей, но вот здесь и начинается основная работа тренера. Сделать паузу, задать детям пару вопросов, дать им подумать и порассуждать на тему "Что и как я должен сделать, чтобы охотник не попал по моему мячу?", можно немного рассказать и показать, как это лучше сделать (или какие есть варианты). Далее делаем упражнение снова и можем давать подсказки как группе в целом, так и индивидуально. Ну и обязательно отмечаем, когда что-то хорошо получается.
Вторым упражнением, как ни странно, будет именно отбор и сохранение мяча. В роли отбирающего, также для начала, выступает тренер. Некоторые дети могут сильно переживать из-за потери мяча, поэтому в этом упражнении у нас есть такое условие: когда защитник отбирает мяч, то он его просто возвращает сразу после отбора. Все остальные игроки двигаются по площадке с мячом и делают это так, чтобы защитник не отобрал у них мяч. Причём площадку специально делаем очень небольшую, чтобы у детей не было возможности уйти от отбирающего за счёт скорости, а использовались именно развороты и укрывания мяча.
По сути, это упражнение просто чуть модифицированная версия предыдущего. Теперь по твоему мячу не просто чем-то кидают, а действительно пытаются отнять, поэтому, чтобы его сохранить, придётся и хорошо развернуться, и лучше поставить корпус. А ещё у детей появляется возможность лучше познакомиться с отбором мяча, хотя это они делали и до этого, когда просто играли в футбол. Получается, что мы моделируем игровую ситуацию, но с достаточно комфортными условиями для обучения. При этом все действия тренера, которые мы описали выше, полностью сохраняются и в этом упражнении.
Это были всего два упражнения, которые лично я применял для обучения детей 5 и 6 лет сохранению мяча. Их можно использовать так, как описано, можно что-то изменить или переделать, если кто-то придумает что-то лучше - решение же всегда принимает сам тренер.
Далее предложу ещё несколько игр и упражнений на сохранение мяча, но уже более сложных и для старших возрастов.