Найти в Дзене
Пермские Истории

Алексей Иванов: Памятные вехи войны

Родом я из Поволжья, родился 4 марта 1913 года. В голодные 30-е годы в поисках лучшей доли семья перебралась в Молотовскую область. Получив педагогическое образование, с 18 лет я начал преподавать в школе математику и географию, а к началу Великой Отечественной войны занимал должность директора Куштомаковской семилетней школы Большеусинского района, заведовал районо.

Встреча с работником военкомата. 1935 г.
Встреча с работником военкомата. 1935 г.

В начале 1942 года работу пришлось оставить: меня призвали в ряды Красной армии. Так я оказался в г. Молотове, где 12 марта был зачислен курсантом пулемётно-миномётного училища. Окончил училище я в звании лейтенанта и был назначен в этом же училище командиром пулемётного взвода, а с 18 июля 1942 года переведён курсовым командиром в Молотовское военно-медицинское училище, где далее служил по апрель 1944 года.

-2

На фронт попал в мае 1944 года в должности командира стрелковой роты 160-й стрелковой дивизии 1-го Белорусского фронта. Наши части участвовали в боях по прорыву долговременной обороны немцев на р. Припять западнее г. Ковеля. Довелось мне освобождать Брест, Тересполь, Минск-Мозавецкий, Седлец, Радзимин и другие польские города. Бои тогда шли жестокие...

Досадно, что товарищи погибали не только в бою. При взятии одной из укреплённых высот в моей роте осталось всего 5 человек. Ночью нас сменили штрафники и мы, оставив передовую, отошли на пять километров в тыл. На второй день рота получила пополнение из 70 человек, призванных в основном из западных районов Белоруссии. В течение трёх дней мы готовились к предстоящим боям, на четвёртый день получили приказ с наступлением темноты сменить на передовой поредевшие части. Готовясь на передовую, людей накормили и выдали каждому комплект боеприпасов. И тут произошла трагедия. Из числа пополнения на соломе кругом сидели 10 человек, укладывая в свои вещмешки боеприпасы, сухой паёк и другие вещи. В это время у одного из них в руках разорвалась противотанковая граната. Двое погибли сразу - взрыв буквально разорвал их тела, остальные 8 человек получили различные ранения. От загоревшейся соломы, разорвалась противопехотная граната. Двух бойцов, тушивших огонь тоже ранило... Так в течение нескольких минут рота потеряла 12 человек, которые так и не увидели передовую.

До сих пор в памяти другой случай. Летом 1944 года мы освобождали Польшу. Одну из ночей провели в траншее, захваченной накануне. Как обычно, утром я проверял своих бойцов. Успел сделать только несколько десятков шагов, как мимо меня просвистела пуля, и в тот же миг сзади я услышал стон и просьбу о помощи. Обернувшись, увидел своего ординарца, лежащего на земле. Решив почистить и смазать оружие, пролежавшее ночью под моросящим дождём на бруствере, он взял автомат, приложил его прикладом к стенке траншеи, а дуло направил себе в живот... Из-за роковой ошибки прогремел выстрел. Ординарца, ещё живого, отправили в санчасть, а рота вскоре пошла вперёд без своего товарища...

-3

Несмотря на трудности мы гнали врага. В боях за польскую деревню Реентувка неоднократные наши наступления не давали результата. Тогда наше командование решило совершить операцию, по освобождению этого населённого пункта в ночное время. Основные позиции немцев были расположены на подступах к деревне, и, прежде чем овладеть ими, надо было перейти небольшую речку. Начали после соответствующей подготовки. Была тёмная ночь. Как бы осторожно мы себя ни вели, немцы почувствовали неладное и открыли стрельбу из всех видов оружия. Когда мы были уже недалеко от немецких позиций, вопреки запретам боевого устава, с криком «Ура!» и, поливая свинцом из автоматов, атаковали их. Немцы, не выдержав мощного натиска, побросав своё оружие, разбежались кто куда. Конечно не без потерь. Радуясь успехам, мы не только овладели деревней, но продвинулись вперёд по заросшей кустарником местности километров на пять. Связи со своей авиацией у нас не было, и опознавательных полотнищ для лётчиков не выставили. Когда стало светлее, на наши позиции полетела наша же авиация и стала штурмовать. Неся большие потери, мы отступили к деревне, уже освобождённой нами.

В бою близ ст. Тлущ 13 августа 1944 года я получил ранение, с контузией месяц лежал в госпитале. По излечении вернулся в свою часть, и с боями дошёл до устья р. Бугонарев.

В марте 1945 года мне присвоили звание старшего лейтенанта, представили к награде, отозвали с передовой и назначили преподавателем военной топографии и огневой подготовки на фронтовых курсах младших лейтенантов при 1-м Белорусском фронте в г. Кобрине, что в 40 км от Бреста. Преподавал я до конца войны. Поскольку курсы были фронтовые, то мы следовали вместе с частями действующей армии. Во время штурма Берлина я находился в г. Мизериц, расположенном в 60 км от германской столицы.

После увольнения в запас в декабре 1945 года, в феврале 1946 года я вернулся в школу, где затем много лет преподавал математику и труды. Учительской работе я посвятил более 40 лет...

-4

Память о моих военных и трудовых дорогах - мои награды. За заслуги перед Отечеством я награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.», юбилейными медалями к 20-, 25-, 30-, 40-, 50-, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «70 лет Вооружённых Сил СССР», а также медалями «За трудовое отличие» (1950), «Ветеран труда» (1979), медалью Жукова (1995). Мои воспоминания о войне вошли в книгу «Солдаты Победы», которая вышла в Еловском районе в 2000 году.

Воспоминания Алексея Ивановича Иванова опубликованы в сборнике "Судьбы военные страницы... По страницам воспоминаний педагогов-ветеранов" (Пермь, 2010).