1.Князь Владимир I Великий (956/958-1015)
Если увидите информацию о том, что на самом деле креститель Руси был прозван Красным Солнышком позже - лукавыми монахами, а при жизни назван современниками за пьянство "Красной Рожей" - не верьте. Во-первых, в историографии вообще не принято называть Владимира I "Красным Солнышком", ибо прозвище это народное, вернее - былинное, нигде, кроме эпоса не упоминается; во-вторых, былинный князь Владимир - это слияние Владимиров I и Мономаха (тоже святого, но в ином лике прославленного). А называют историки Владимира Святым. Ну, некоторые ещё Крестителем - за соответствующую реформу 988 года, хотя это прозвище не в ходу. А вот эпитет "Великий" вообще мало кому знаком, да и где князь так называется - не знаю. (+ В крещении он был назван Василием, а свт. Василий Великий у нас уже есть, так что...)
2.Король Вильгельм I Бастард (1027/1028-1087)
Помните из учебников, как Англию завоёвывали скандинавы? В битве при Гастингсе? Это верно - в 1066 году Гильом - или Вильгельм - Завоеватель заявил свои права на престол, занятый Гарольдом Годвиссоном, который не хотел мириться ни с нормандцами, ни с норманнами - с викингами Харальда Сурового. Только вот викингов он сумел разбить, а к Гастингсу хотя и успел прибыть в срок, но победы не одержал. Сын влиятельного дворянина Годвина Уэссекского, он, надо сказать, не имел прав на престол - а вот Вильгельм... Ну, сказать трудно: ведь он был незаконнорожденный сын нормандца Роберта Дьявола, а нормандцы христианским таинствам предпочитали свои обряды, так что молодой Гильом был прозван унизительно - Бастардом. Вот только тогдашний король Англии Эдуард Исповедник, не оставив детей, буквально заставил своего приближённого Гарольда присягать Вильгельму. Причем, по воле случая, тот даже присягнул, но после смерти короля не хотел делить престол с каким-то бастардом. Историю, как известно, пишут победители: из материкового Бастарда Гильом превратился в доблестного Завоевателя.
3.Король Ричард I Да-и-Нет (1157-1199)
Помните того короля-крестоносца из баллад про Робина Гуда? Им и был этот самый Да-и-Нет. За что его прозвали Львиным Сердцем - неясно: арабы, к примеру, звали его Каменным Сердцем. Может быть, за жестокость к пленникам в Мессине и Акре. Но к тому же ходит легенда о его битве с настоящим львом, которого он поборол в схватке, аки Самсон или Генрих Лев, вырвав сердце через пасть. Однако за свою противоречивость король ещё был прозван "Да-и-Нет": а вот в чем эта противоречивость выражалась - кто бы знал.
4.Князь Владимир Андреевич Донской (1353-1410)
Да-да, первым князем Донским был прозван удельный князь Серпуховской, Дмитровский, Боровский, Галицкий и Углицкий Владимир. Причем за то же самое - за битву на Куликовом поле. Это он - тот самый брат благоверного Димитрия Донского, командовавший засадным полком Правой руки и решивший своей атакой исход битвы. Однако, видимо, князь отличался ещё и львиной - ха-ха🤓! - храбростью, за что и вошёл в учебники под эпитетом Храбрый: неспроста же в Калужской области Боровска в его честь по сей день проводятся кулачные бои!
5.Король Карл VI Возлюбленный (1368-1422)
Вот ладно бы французского короля, правившего между Карлом V Мудрым и Карлом VII Победителем, Карла VI прозвали "Карл Стеклянный" или "Карл Мясник": в припадках своего безумия он то боялся разбиться на осколки, то говорил, что он - простой мясник Жорж. Нет, назвали "Возлюбленный", и пёс его знает почему: жена у него была одна, правда, детей - 12... Две Жанны и три Карла... Может, они так любили полоумного папашу, что и в историю он вошёл как "Возлюбленный"? Но дело-то в том, что в эту самую историю он вошёл под справедливым народным прозвищем "Безумный". А эпитет "Возлюбленный" особой популярности почему-то не нашёл.
P.s. По поводу жены, Изабеллы Баварской, - не могу утверждать ничего об особой "возлюбленности" с её стороны к мужу: в историографии есть целое течение "бастардистов", предполагающих, что Жанна Д'Арк была рождена Изабеллой от Людовика Орлеанского, хотя тут во многом сыграла роль крепкая народная неприязнь.
6.Князь Влад III Цепеш (ок.1429-1436–1476)
В отличие от персонажа романа Брэма Стокера, небезызвестный валашский князь Влад из династии Басарабов по прозвищу Дракула жил отнюдь не в XIX веке, а в XV, ещё в Средневековье. Есть мнение, что поначалу звали его без буквы "а" на конце, а просто "Дракул": неизвестно, какого происхождения это слово - немецкого, валашского или славянского. И значение его точно не установлено, хотя большинство историков сходится не на "дьяволе", а на "драконе": своё прозвище Влад III унаследовал от отца, Влада II, члена Ордена Святого Георгия и носителя герба этого ордена - свившегося в кольцо дракона, которого Влад II помещал на гербе, щитах, монетах и пр. К тому же в русском переводе "Повести о Бруцвике" змей называется "дракъ змий".
Редкий случай: Дракулом, а с 70-х годов Дракулой князя называли ещё при жизни, в том числе - он сам. А вот другое прозвище, "Цепеш", был придумано уже лет через 30 после его смерти, и то, его противниками турками - слово "цепеш" (рум. țeapă [ц'äпə], то есть «кол», букв.«колосажатель») является румынским переводом турецкого "казыклы" - кол. Ещё в древне-русском "Сказании о Дракуле Воеводе" есть легенда о том, как в плену он сажал на кол уличных кошек, тюремных крыс и отловленных им куриц.
7.Князь Иван III Грозный (1440-1505)
Великий князь Московский, почти окончательно объединивший русские княжества в одно целое в преддверии создания централизованного государства, Иван Васильевич Грозный под номером... Не 4, а 3: да, Иоанном Васильевичем Грозным изначально называли именно Ивана III, сегодня более известного под прозвищем "Великий". Дело в том, что прилагательное "грозный" сродни немецкому "groß" - большой, могучий, то есть - великий. А уж его внука царя Ивана так назвал в старинах и балладах народ, возможно - перепутав одного с другим. Ведь изначально, как мы знаем из французской энциклопедии Ларруса, Ивана Грозного за его жестокость называли "Васильичем"...
8.Король Ричард III Шалтай-Болтай (1452-1485)
Мрачная с ним история: наверное, самый опороченный из английских монархов. Ричард погиб в битве при Босворте (1485), в результате чего на престол взошел его враг Генрих VII, но чернить убитого короля начали ещё при его жизни - многочисленные недоброжелатели. В культуру же он вошёл через пьесу Шекспира "Ричард III" и книгу св. Томаса Мора, которому читатели верили хотя бы за его святость и мученическую кончину. Так последний коронованный мужчина из династии Плантагенетов (а также из трёх английских королей, погибших в бою, наряду с вышеупомянутыми Ричардом I и Гарольдом Годвиссоном) превратился в злокозненного интригана, да ещё и хромого горбуна (хотя страдал он только сколиозом), убившего Генриха VI - лично, его сына Эдурда Ланкастера, родного брата Жоржа Кларенса, а ещё сгноившего в Тауэре своих племянников. К тому же за характерную форму лица ему дали прозвище "Груша", хотя ещё этот король известен и более мрачным наименованием - "Шалтай-Болтай". За что? За то, что в битве при Босворте его, получившего 11 ранений, сбросили с коня и отрубили ноги, и никто из воинов не пришёл к нему на помощь. (По известной легенде, в которой король также закричал:
A horse,
A horse,
My kingdom for a horse!
тогда как в реальности, скорее всего, он был окружён своими телохранителями, каждый из которых мог - и, вероятно, предлагал - отдать королю свою лошадь, однако Ричард решил сражаться до последнего.)
Такая вот грязная и кровавая история.
9.Царь Иван IV Мучитель (1530-1584)
А вот тут все малость посложнее: помимо уже упомянутого родства с немецким "groß", оправдать - или обелить - чëр-р-рное прозвище Ивана IV можно через обращение к русской мифологии и фольклорным персонификациям сил природы, точнее - непосредственно к грозе. Грех не снять фильм про царя Ивана, не поиграв с его эпитетом а-ля: "Гроза над Русью", "Грозный царь - грозное время" или просто "Грозное время" - и т.д. В представлении людей того времени гроза - то ли гнев Божий, то ли охота святого Егория, то ли забава громовника Ильи-пророка и т.д. Проще говоря - нечто сакральное, потустороннее, божественное. Карма небесная или что-то вроде того. Правда, некоторые товарищи из интернета замечают, что в день рождения первого русского царя, 25 августа 1530 года, в Москве был страшный пожар, потушенный дождем. Так же горел Третий Рим перед воцарением Иоанна, причем дотла сгорел деревянный посад, что и впрямь имело место быть, а также автор вспоминает набег Давлет-Гирея в 1571 году и пожар в Александровой слободе, которого царь уже не застал. Но при этом любимый наш Николай Карамзин утверждает, что "современники", на что указывают безымянные "свидетельства", называли Ивана "мучителем". Вопрос в том, какие современники? Иван Пересветов - вряд ли, князь Курбский - возможно, а уж про Шлихтинга, Таубе и Крузе и говорить нечего: эти агитаторы просто рисовали в своих писаниях откровенные карикатуры на заказ любопытных правителей. Так что как Иоанна IV звали при жизни - неведомо.
10.Император Николай II Ананас (1868-1918)
Николай Второй. Тот самый, страстотерпец РПЦ и мученик ЗРЦ. Царь Польский, между прочим, и Великий князь Финляндский, полковник гвардии, адмирал флота Великобритании и фельдмаршал британской армии. То ли разрушил страну, то ли за неё пострадал... Говорят разное. Кое-что точно ясно: при нём Россия вела войну с Японией и участвовала в Первой мировой, неплохо развилась экономически, а ещё была залита КРОВЬЮ! Две революции, расстрел с семьёй в подвале дома Ипатьева, а перед ним - Кровавое Воскресенье зимой 1905 года, расстрел забастовщиков сурового Ленского прииска, давка на Ходынском поле и т.д. Череда этих поистине кровавых "всплесков" по стране подливала масла в огонь революции, которая закономерно унесла ещё тысячи жизней, а как результат - война Красного и Белого движений...
Но вопрос даже не в том, виноват ли Николай Александрович Романов в творившихся при нём беспорядках, или ему просто выпало стоять у руля на закате своего монархического государства, попросту обреченного с течением времени на революцию. Вопрос в том - почему его назвали "Ананас"?
Нет, назвали его по справедливости Кровавым. А второе своё прозвище он унаследовал от отца - от Александра III Миротворца. Воцарившись, Николай II зачитал текст его Манифеста 1881 года о незыблемости самодержавия перед большим количеством людей. И за часто используемый в тексте оборот "а на нас" (в первую очередь "...А на Нас легло Священное Бремя Самодержавного Правления...") Манифест прозвали "ананасовым", а чтеца - Ананасом.