® «Исторические миниатюры», Цецен Балакаев
© Балакаев Ц.А., 2021
Когда в 1989 году я впервые прибыл в Голландию и окунулся в местные архивы, то одними из документов, удивившими меня, были опубликованные в тот год летописи о сражении при Ане в 1227 году. Это избиение голландского рыцарства случилось в год разгрома Чингисханом тангутского царства Си-Ся, в десятилетие между битвой при Калке и батыевым нашествия на Русь.
Долгое время побоище при Ане (Slag bij Ane) было скрыто тьмой времён, но в XIX веке движимый рыцарским порывом принц Виллем Оранский, супруг Анны Павловны и будущий король Виллем II, развернул пропаганду рыцарского духа и истории Голландии средних времён. С тех пор битва при Ане стала популярным голландским историческим сюжетом, но сведения были скудными.
Главными героями этой истории были мятежный владелец замка в Кувордене бургграф Рудольф III ван Бирум и епископ Утрехта Отто II Липский. Отто занял высокий пост в 1216 году. По обычаям того времени священнослужители владели мечом и участвовали в походах и сражениях. Отто II был участником Пятого крестового похода 1217-1221 гг. под началом графа Виллема I Голландского. После возвращения из Иерусалима Отто принял участие в междоусобной борьбе графов Флориса IV Голландского и Герарда III Гельдерского.
В 1226 году утрехтских епископ вмешался в конфликт владельца Гронингена бургграфа Эгберта, своего верного вассала, и его брата Гелькингена, хозяина замка Ферхове в Дренте, которого поддерживал бургграф Рудольф Куворденский, желавший получить Гронинген. Отто прибыл в Гронинген и примирил стороны. Но после его возвращения в Утрехт перемирие было нарушено, а боевые действия возобновились с большим ожесточением. Сначала бургграф Рудольф осадил и захватил Гронинген. Эгберт бежал в Фрисландию, где нанял фризов, вернулся и отбил свой город, выгоревший при штурме. Рудольф бежал в свои поместья в Дренте, где собрал новое войско и снова направился к Гронингену.
Отто отправил Рудольфу требование подчиниться и прекратить вражду, на которое получил отказ. Епископ решил наказать не только Рудольфа, но и привести к повиновению жителей Дренте, заставив платить ему церковную десятину. Он собрал большое войско из 500 рыцарей, среди которых были его братья Герман II из Липпе и архиепископ Герард II Бременский и другие влиятельные участники крестового похода, включая немцев: архиепископ Генрих I Кёльнский, епископ Теодерих III Мюнстерский, графы Флорис IV Голландский, Герард III Гельдерский, Герберт и Ян Аркельские, Дитрих V Клевский и Болдуин Бентхаймский; а также владелец Гизильбер II Амстелский с сыновьями. Войско собралось в Оммене, откуда, отправив осадные орудия и припасы на судах по реке Фехт, конные рыцари двинулась по суше к Кувордену. Сделав последние приготовления в Харденберге, где был епископский замок, рыцари разбили лагерь недалеко от Грамсбергена у развилки Фехта.
Узнав о сборе епископом большого войска, Рудольф снял осаду Гронингена и поспешил укрыться в своём замке в Кувордене, где осознал, что не сможет устоять перед столь большой силой. На его стороне были братья Фредерик и Годфри, союзники Менсо и Хендрик ван Грейвсдорпы и дрентские крестьяне, среди которых было множество женщин и подростков. Один из источников объясняет большое число женщин и детей в войске графа Рудольфа: «женщины Дренте знали, какая судьба ждёт их, что это была война не на жизнь, а на смерть, и решили быть рядом со своими мужьями, чтобы разделить их участь». Другими словами, жители уводили свои семьи, зная рыцарские нравы.
Основой войска Рудольфа были крестьяне, «ландсфолк», вооруженные косами, вилами, мотыгами, дубьём, топорами, мечами и арбалетами. Не имея возможности удержать Куворден и сразиться в открытом поле, Рудольф с дрентцами отступил вдоль речки Малый Фехт «на болотистую землю Ане, ранее принадлежавшей моммеритам», на расстоянии двух часов к югу от Кувордена. Сейчас от Кувордена до Ане лишь пятнадцать минут езды, но восемь столетий назад местность была иною. Деревушка Ане состояла из нескольких ветхих хижин, а окрестности большую часть года были недоступными из-за болот. Лишь в середине лета здесь можно готовить корм для зимовки скота.
Получив донесение о том, что противник укрылся недалеко, рыцарское войско выстроилось фронтом. Перед ним были возведены полевые алтари, священники отслужили торжественную мессу, на которой было объявлено о большой награде отличившимся в бою и мир и прощение грешникам. Под рёв труб и бой барабанов авангард во главе с Рулофом ван Гоором, державшим боевой стяг епископа, рысью бросился на молча ожидавшего противника. Внезапно передние всадники словно бы замедлили ход. Казалось, что коням мешала невидимая сила. Епископ Отто вновь и вновь велел трубить атаку, и рыцари пытались заставить коней стронуться с места. Топтавшиеся на месте кони начали проваливаться в мягкую землю сначала по колено, а затем погружаться глубже и глубже. Их захлестнула вторая линия атаки, тщетно пытавшаяся сдержать коней или отвернуть их в сторону. Всё смешалось, на обширном поле воцарился хаос.
Отто не знал о болотистой местности и велел продолжать атаку. Задние ряды войска, веря, что битва началась, и желая получить свою долю славы, пустили коней вскачь. Наконец застрявшая конница, всё больше и больше погружавшаяся в землю, превратилась в единую плотно сомкнутую неподвижную массу. Среди нападавших возникли неразбериха и паника.
Теперь пришёл черёд войска Рудольфа. Лучники осыпали застрявших рыцарей длинными стрелами, мгновенно нанеся противнику ужасающий урон. Многие рыцари, уже пострадавшие и помятые в сутолоке, под градом стрел были сразу же убиты или ранены. Округа наполнилась криками, воплями и стонами умирающих. Немногим удалось выбраться на твёрдую землю и добраться до своего лагеря, где на них напали легковооружённые дрентцы, свободно перемещавшиеся по знакомой местности.
Здесь развернулась беспощадная сеча, ибо окружённые толпой рыцари знали, что отступать им некуда и пощады не будет. После отчаянной рубки крестьяне отошли, полностью окружили рыцарей и расстреляли их из арбалетов. Епископское войско было полностью уничтожено. Лишь нескольким рыцарям удалось уцелеть и доставить в Оммен весть о разгроме. Среди них был Рулоф ван Гоор, знаменосец Отто II Липского.
По свидетельству летописей, небольшая кучка рыцарей творила чудеса храбрости. С огромным трудом Рудольфу Куворденскому удалось захватить живыми некоторых из них, потому что дрентцы не желали пощады и рубили их насмерть. Среди взятых плен раненными были графы Гелдерский, Амстелский, Йохан и Герберт ван Аркелы и Дидерик ван дер Липпе, брат епископа Отто II. Самого епископа долго искали среди убитых и наконец нашли среди кучи трупов мёртвым и оскальпированным, до неузнаваемости изуродованным и изрубленным.
В руки Рудольфа попал весь запас рыцарского войска и огромное количество лошадей и оружия. Весть о разгроме спровоцировала волнения и неповиновения властям. В Утрехте немедленно было созвано собрание для избрания нового епископа. После долгих обсуждений им был избран Виллебранд Ольденбургский, рыцарь-крестоносец, участник Четвёртого крестового похода, родственник графов Голландских и Гельдерских, посланник императора Фридриха II при папском престоле. Его имя выдвинули графы Гелдерский и Амстелские, освобождённые Рудольфом для сбора выкупа.
Позорный разгром, полное уничтожение цвета голландского и немецкого рыцарства и неповиновение церковной власти не могли остаться безнаказанными. Начались большие приготовления к походу против мятежных дрентов. Будучи в момент избрания в Риме, Виллебранд сумел получить согласие папы на организацию крестового похода против убийц епископа Отто, и во всех странах были обещаны папские индульгенции за участие в этом походе.
Виллебранд освободил пленённых рыцарей от клятвы уплаты выкупа Рудольфу и объявил начало Дрентского крестового похода. Вся земля должна быть выжжена, собственность уничтожена, а население перебито или обращено в повиновение. В 1228 году большое войско из жителей Фрисландии, Гелдерланда, Оверайсела, Голландии, Мюнстера, Кёльна и других мест вторглось в Дренте с восьми сторон. Дрентцы не могли оказать сопротивление огромной силе и начали мирные переговоры, заключённый при следующих условиях:
Бургграф Рудольф немедленно сдаёт замок в Кувордене и дом в графстве Бентхайм;
Заплатит епископу Утрехта 3000 марок за причинённый ущерб;
Соберет за свой счет 100 всадников, чтобы послать их в Ливонию для служения христианским владыкам против неверующих народов;
Откроет женский монастырь для 25 монахинь ордена Святого Бенедикта;
Будет находиться в указанном ему месте под надзором 25 каноников.
Рудольф подчинился и сдал свои имения. Но как только Виллебранд отбыл в Утрехт и распустил войско, он снова напал на Куворден и завладел замком. Памятуя о болотистой местности, Виллебранд с войском вернулся зимой, когда земля промерзает, но Рудольфу повезло. Внезапно поднялся сильный ветер, сопровождавшийся проливными дождями, и в мгновение ока затопил всю округу. Войску епископу пришлось бежать, бросив все запасы оружия и провизии. Летом Виллебранд снова вернулся с ещё большей силой. Рудольфу было предложено явиться в замок Харденберг для суда трёх прелатов, избранных арбитрами для урегулирования спора. Понимая, что он не в состоянии противостоять епископу, Рудольф решил подчиниться и прибыл в Харденберг со своим другом Хендриком ван Грейвсдорпом. Оба были схвачены, брошены в подземелье, а затем жестоко казнены.
В память о тех событиях остался женский монастырь Мариенкамп, возведённый дрентами в знак покаяния между 1234 и 1246 годами. Вскоре настоятельница пожаловалась на плохие условия в болотистой местности и попросила перенести его в другое место. В 1260 году монастырь был переведён в местечко Хассен, позже превратившееся в Ассен, столицу провинции Дренте. А на его старом месте протекает ручей Клоостер – Монастырский.
В заключение хочу добавить, что у родителей моей подруги было имение в Дренте, и местом рождения в её паспорте указан Куворден. Иногда я называю её «упрямицей из Дренте» (een Drenthse eigenwijsje) и «дрентской дикаркой» (de wildje van Drenthe). Потому что эти упрямые дренты до сих пор не смирились и в 1967 году возле Ане установили валуны с надписью на дрентском: «Битва при Ане, 28 июля 1227 года. Они тоже боролись за нашу свободу», где собираются в день резни и хвастаются своими упрямыми предками.
® «Исторические миниатюры», Цецен Балакаев
© Балакаев Ц.А., 2021