Дорогие читатели! Красочными и интересными учебниками в наше время никого не удивишь. А какими же были наши первые учебные книги? Вот об этом и пойдет наш разговор.
В Древности и Средневековье специально изданных учебных книг еще не существовало. Детей учили чтению и "страху Божьему" по религиозным рукописным текстам. В первую очередь как учебная использовалась книга Псалтирь.
Название этой книги связано с греческим названием струнного музыкального инструмента псалтирион, под аккомпанемент которого в древности исполнялись божественные песнопения - псалмы. Они были объединены в один сборник в V веке еще до Рождества Христова, потом его содержание обновлялось. По упоминанию Нестора Летописца, на славянский язык текст Псалтири в середине IX века перевели равноапостольные святые, братья Кирилл и Мефодий.
Впервые типографским способом на славянском языке Псалтирь была издана в 1491 году в городе Кракове как аналог древних рукописей. Широкое распространение она получила в богослужении, но в то же время оставалась практически основной учебной и назидательной книгой с IX по XIX века.
Содержание древнерусского и средневекового образования было, как известно, церковным. Образование совершалось под руководством Церкви, часто на территории монастырей и храмов, преимущественно лицами духовными.
К изучению Псалтири переходили после изучения азбуки. Если ученик перспективно показывал себя как будущего священнослужителя, то к нему предъявлялись повышенные требования для углубленного изучения Псалтири. В таком случае он уже рассматривался как годный для участия в богослужениях кандидат. Если же мальчику плохо давалось учение, более объемного освоения Псалтири от него не требовалось. Однако учебная работа с Псалтирью была завершающей ступенью обучения и из года в год всегда выходила на уровень заучивания книги наизусть.
Апелляция к механической памяти, заучиванию была весьма характерна для древнего и средневекового образования. В то же время в школе детей обучали читать Псалтирь речитативно, нараспев, используя разные виды интонаций. Впитывая многообразные эмоциональные проявления, отражаемые в псалмах, ученики развивались, возвышались духовно. В своей последующей жизни они использовали Псалтирь как книгу для постоянного домашнего чтения.
Российский ученый, педагог-гуманист, просветитель, член Санкт-Петербургской Академии наук, профессор Московского университета, выдающийся человек своего времени, Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) высоко оценивал Псалтирь как учебную книгу именно в ее личностно-формирующем, духовно-развивающем качестве. Он использовал ее в созданной им самим народной школе для обучения грамоте и обязательного чтения как на русском, так и на церковно-славянском языках. Псалтирь, считал он, дает ясное понимание, за счет чего человек приходит к Богу и своей истинной сути или удаляется от них.
Впоследствии стали появляться другие русские учебные книги. Поэты обращались к Псалтири, чтобы придать ей стихотворную форму и тем самым обогащали гимнические литературные жанры. Это дало повод создателю Московского университета, нашему выдающемуся ученому М.В.Ломоносову, утверждать, что учебные книги "Арифметика " Л.Магницкого, "Грамматика" М.Смотрицкого и Псалтирь есть современные ему "врата учености".
Так древняя книга Псалтирь внесла огромный вклад в историю и культуру. Она и в наши дни приковывает к себе внимание заинтересованных читателей. А это значит, что ее миссия продолжается.