Найти тему
Свет к свету

О Псалтири как одной из первых учебных книг

Дорогие читатели! Красочными и интересными учебниками в наше время никого не удивишь. А какими же были наши первые учебные книги? Вот об этом и пойдет наш разговор.

В Древности и Средневековье специально изданных учебных книг еще не существовало. Детей учили чтению и "страху Божьему" по религиозным рукописным текстам. В первую очередь как учебная использовалась книга Псалтирь.

Киевская псалтирь 1397 года. Фото взято из открытого доступа в интернете. https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/03/image00004-1.jpg
Киевская псалтирь 1397 года. Фото взято из открытого доступа в интернете. https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2019/03/image00004-1.jpg

Название этой книги связано с греческим названием струнного музыкального инструмента псалтирион, под аккомпанемент которого в древности исполнялись божественные песнопения - псалмы. Они были объединены в один сборник в V веке еще до Рождества Христова, потом его содержание обновлялось. По упоминанию Нестора Летописца, на славянский язык текст Псалтири в середине IX века перевели равноапостольные святые, братья Кирилл и Мефодий.

Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Белграде. Фото взято из открытого источника в интернете. https://www.fotoprizer.ru/img/25705_orig.jpg
Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию в Белграде. Фото взято из открытого источника в интернете. https://www.fotoprizer.ru/img/25705_orig.jpg

Впервые типографским способом на славянском языке Псалтирь была издана в 1491 году в городе Кракове как аналог древних рукописей. Широкое распространение она получила в богослужении, но в то же время оставалась практически основной учебной и назидательной книгой с IX по XIX века.

Содержание древнерусского и средневекового образования было, как известно, церковным. Образование совершалось под руководством Церкви, часто на территории монастырей и храмов, преимущественно лицами духовными.

Картина художника Б.М.Кустодиева "Земская школа в Московской Руси". Фото взято из открытого источника в интернете. https://sun9-70.userapi.com/impg/c857728/v857728125/11a2c3/TL_IJ7NLy0A.jpg?size=604x372&quality=96&sign=4d5f9e9fec4dafb4afeb4ac90bb31743&type=album
Картина художника Б.М.Кустодиева "Земская школа в Московской Руси". Фото взято из открытого источника в интернете. https://sun9-70.userapi.com/impg/c857728/v857728125/11a2c3/TL_IJ7NLy0A.jpg?size=604x372&quality=96&sign=4d5f9e9fec4dafb4afeb4ac90bb31743&type=album

К изучению Псалтири переходили после изучения азбуки. Если ученик перспективно показывал себя как будущего священнослужителя, то к нему предъявлялись повышенные требования для углубленного изучения Псалтири. В таком случае он уже рассматривался как годный для участия в богослужениях кандидат. Если же мальчику плохо давалось учение, более объемного освоения Псалтири от него не требовалось. Однако учебная работа с Псалтирью была завершающей ступенью обучения и из года в год всегда выходила на уровень заучивания книги наизусть.

Издания учебной Псалтири. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.otzovik.com/2014/07/24/1190484/img/82279537.jpg
Издания учебной Псалтири. Фото взято из открытого источника в интернете. https://i.otzovik.com/2014/07/24/1190484/img/82279537.jpg

Апелляция к механической памяти, заучиванию была весьма характерна для древнего и средневекового образования. В то же время в школе детей обучали читать Псалтирь речитативно, нараспев, используя разные виды интонаций. Впитывая многообразные эмоциональные проявления, отражаемые в псалмах, ученики развивались, возвышались духовно. В своей последующей жизни они использовали Псалтирь как книгу для постоянного домашнего чтения.

Здание народной школы в селе Татево, построенное на личные средства Сергея Александровича Рачинского. Фото взято из открытого источника в интернете. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/8/89/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%A1.%D0%90._%D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.JPG/720px-%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%A1.%D0%90._%D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.JPG
Здание народной школы в селе Татево, построенное на личные средства Сергея Александровича Рачинского. Фото взято из открытого источника в интернете. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/8/89/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%A1.%D0%90._%D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.JPG/720px-%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%B8%D0%BC._%D0%A1.%D0%90._%D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.JPG

Российский ученый, педагог-гуманист, просветитель, член Санкт-Петербургской Академии наук, профессор Московского университета, выдающийся человек своего времени, Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) высоко оценивал Псалтирь как учебную книгу именно в ее личностно-формирующем, духовно-развивающем качестве. Он использовал ее в созданной им самим народной школе для обучения грамоте и обязательного чтения как на русском, так и на церковно-славянском языках. Псалтирь, считал он, дает ясное понимание, за счет чего человек приходит к Богу и своей истинной сути или удаляется от них.

Учебник "Арифметика" Леонтия Магницкого. Фото взято из открытого доступа в интернете. https://library.petrsu.ru/rarebook/arifmetika.jpg
Учебник "Арифметика" Леонтия Магницкого. Фото взято из открытого доступа в интернете. https://library.petrsu.ru/rarebook/arifmetika.jpg

Впоследствии стали появляться другие русские учебные книги. Поэты обращались к Псалтири, чтобы придать ей стихотворную форму и тем самым обогащали гимнические литературные жанры. Это дало повод создателю Московского университета, нашему выдающемуся ученому М.В.Ломоносову, утверждать, что учебные книги "Арифметика " Л.Магницкого, "Грамматика" М.Смотрицкого и Псалтирь есть современные ему "врата учености".

Так древняя книга Псалтирь внесла огромный вклад в историю и культуру. Она и в наши дни приковывает к себе внимание заинтересованных читателей. А это значит, что ее миссия продолжается.