Если бы меня спросили, на месте какой из самых ярких и выдающихся женщин истории я хочу оказаться, то я выбрала бы её. На самом деле, я не хотела бы оказаться на месте ни одной из них. В те времена женщинам приходилось нелегко, даже королевам, но если вдруг… Тогда это была бы Маргарита Валуа, с лёгкой руки Дюма-отца известная нам как королева Марго.
Конечно, при жизни её никто так не называл. Кроме братца Карла IX, и то в шутку. Зато Маргариту называли жемчужиной Франции. Тут игра слов, Маргарита на греческом значит жемчужина. Один итальянец писал: «Если вы не видели Маргариты Валуа, вы не видели Франции». Меж тем, когда мы смотрим на её портреты, то видим девушку, которая имеет мало общего с той жгучей красоткой, что играла Изабель Аджани. По-моему, для французского фильма 54-го года и для нашего сериала 1996-го года подобрали актрис с более схожим типажом.
Ну что ж, Маргарита не была красавицей, по крайней мере, исходя из наших представлений о красоте. Портретисты не сумели передать той живости характера и того очарования, которыми она явно отличалась. Да, принцессами и королевами принято было восхищаться, но Маргарита была не единственной девочкой в семье, однако её сёстрами почему-то никто так не восхищался. Из этого делаем вывод - она всё же была хороша. Судя по всему, очень хороша. Или умела таковой казаться.
Она была остроумна и превосходно образована. Кроме родного французского свободно говорила на испанском и итальянском. Бегло читала и писала на латыни и древнегреческом. Кажется, Маргарита единственная в семье тянулась к знаниями: математика, философия. Братья предпочитали: кто охоту, кто наряды. А Маргарита много времени проводила за книгами. Не только цитировала наизусть древних классиков, но и сама обладала некоторыми литературными способностями. При этом совсем не казалась синим чулком. Она нравилась мужчинам. И мужчины нравились ей.
В 16 веке при французском дворе царили свободные нравы. Никого не смущало, что у незамужней девушки есть любовники. Супружеская верность также не пользовалась спросом. Будущий муж Маргариты, Генрих Наваррский пошутил как-то, что все почётные должности при дворе уже заняты, так что ему остаётся одна — роль почётного рогоносца. Его это вполне устраивало, он и сам слишком любил женщин, чтобы всю жизнь довольствоваться одной единственной.
Всем известно, что до замужества у Маргариты был роман с герцогом де Гизом. Конечно, о браке по любви не могло быть и речи. Рука французской принцессы представляла большую ценность. Старшая сестра Маргариты должна была выйти замуж за испанского наследника дона Карлоса, но его отец Филипп II сам женился на принцессе Елизавете. В итоге сын сошёл с ума и вообще плохо кончил. Этим трагическим сюжетом вдохновлялись и Шиллер, и Верди.
Но ещё до того, как дон Карлос лишился рассудка, Екатерина Медичи попыталась выдать за него свою младшую дочь Маргариту. Сторонам не удалось договориться. Тогда девочку предложили португальскому королю Себастьяну. Король Себастьян всю жизнь посвятил борьбе с неверными и побоялся, что такая жена, как Маргарита, будет отвлекать его от этой священной миссии. Ещё один проект — сын императора Максимилиана II Габсбурга. Тут заартачились испанцы, им не выгоден был этот брак, и они сделали всё, чтоб он не состоялся.
В итоге Маргариту выдали за Генриха Бурбона. Тоже король. Пусть крохотного королевства, но всё же король. К тому же лидер протестантского движения. А между католиками и протестантами или гугенотами, как их называли во Франции, уже много лет шла непримиримая война. Надеялись, что этот брак положит ей конец. Зря надеялась. Свадьба закончилась печально известной Варфоломеевской ночью. Другими словами — кровавой резнёй гугенотов, после которой у Генриха Наваррского почти не осталось живых сторонников.
Маргарита выходила замуж не по любви, но в дни испытаний поддержала мужа. Мать предлагала ей развестись, Маргарита отказалась. Они с Генрихом заключили что-то вроде договора и стали союзниками на долгие годы. При этом каждый жил свой жизнью.
Маргарита блистала, равно получая удовольствие как от балов-маскарадов, так и от учёных диспутов. Генрих менял фавориток и скучал. По сути он был пленником при французском дворе. Любовные интрижки несколько скрашивали его пребывание там.
Маргарита тоже не отказывала себе в радостях любви. Все ведь помнят Ла Моля из «Королевы Марго»? Так вот, реальный Ла Моль имел мало общего с книжным персонажем. Во-первых, он был сильно старше, не юноша, а зрелый мужчина. Во-вторых, ярый католик, а вовсе не гугенот. Но роман у них с Маргаритой всё же был, и в заговоре против Карла IX он участвовал. За что и поплатился головой.
Потом Генрих Наваррский бежал. Маргарита осталась заложницей при дворе брата. Родственники не без оснований полагали, что она помогла мужу. Поэтому какое-то время Маргарита находилась под пристальным наблюдением. Что не помешало ей завести роман с Луи де Бюсси. Ещё один герой Александра Дюма. В детстве я его обожала. Но благородный, дерзкий красавец из книжки оказался совсем не похож на реального сеньора де Бюсси.
Говорят, именно с ним у Маргариты случился самый яркий и страстный роман. Но вообще-то Бюсси был негодяем даже для своего времени. Военный, поэт, заядлый дуэлянт и сердцеед он прожил короткую но бурную жизнь.
Во время Варфаломеевской ночи вооружённый отряд головорезов по приказу Бюсси убил маркиза де Ренеля, родственника Бюсси, с которым у того была земельная тяжба. Путешествуя с герцогом Анжуйским, Бюсси проявил чрезмерный интерес к аппетитной хозяйке гостинцы в одном из немецких городков. Он вёл себя настолько вызывающе, что вызвал возмущение местных жителей. Его препроводили в тюрьму, и герцогу Анжуйскому пришлось употребить всё своё влияние, чтобы замять скандал.
Бюсси постоянно затевал ссоры, как метко сказал кто-то «повод для вызова мог уместиться на лапке мухи». Хвастаясь любовными победами, скомпрометировал нескольких дам. Будучи губернатором Анжу, разорял провинцию налогами. И всё же в своих воспоминаниях Маргарита писала о Бюсси: «не было никого, кто мог бы сравниться с ним по силе духа, достоинствам, благородству и уму».
Когда Бюсси убили — причина до сих пор неизвестна, в своём романе Дюма выдвинул одну из возможных версий — многие вздохнули с облегчением.
Маргарита к тому времени уже жила с мужем в Наварре. При наваррском дворе королева собрала лучших поэтов, философов и музыкантов. Литературные вечера сменялись пикниками. И Маргарита, и Генрих любили повеселиться. Но через какое-то время, по настоянию матери и брата, Маргарите пришлось вернуться в Париж. Где у неё случился новый роман, с маркизом де Шанваллоном.
Генриха III это почему-то ужасно рассердило. До сих пор он вполне терпимо относился к похождениям сестры, даже если они ему не очень нравились. А тут вдруг обвинил в том, что она погрязла в любовных интрижках и совершенно не помогает семье. Маргарита и правда много лет выступала посредницей между двумя партиями: католической и протестантской. У неё явно был дипломатический талант. Однажды её отправили во Фландрию, где она провела достаточно успешные переговоры с фламандской знатью. А на обратном пути королеву Наваррскую чуть не похитил влюблённый в неё губернатор Нидерландов.
Маргарита обиделась на брата и решила вернуться к мужу. Однако, приехав в Наварру, поняла, что она тут больше не нужна: у Генриха очередной роман, который поглотил его полностью. Раньше Маргариту не слишком беспокоило, что её место занимают другие женщины. Но тут она вспылила. Видимо, ей просто надоело выполнять чужие поручения. Захотелось доказать окружающим и себе самой, что она способна на самостоятельные решения и поступки не только в делах любовных.
В отличие от мужа, который несколько раз менял веру с католической на протестантскую и обратно, Маргарита всегда оставалась убеждённой католичкой. Она поехала на юг Франции, объявила себя членом Католической Лиги и возобновила отношения с герцогом де Гизом. Судя по переписке, эти двое до конца дней испытывали друг к другу тёплые чувства.
Генрих III воспринял действия сестры, как предательство. У него не было наследников, он планировал передать престол Генриху Наваррскому. И тут Маргарита оказывает поддержку злейшему врагу своего мужа. Генрих III приказал взять Маргариту под стражу и заточить её в овернском замке Юссон. Впрочем, вскоре Маргарита очаровала коменданта, а после того, как герцог де Гиз преподнёс ему некую сумму, и вовсе стала хозяйкой в замке.
К несчастью, через два года де Гиз погиб, а ещё через год убили Генриха III. Генрих Наваррский стал королём Франции, но ещё десять лет сражался за право сесть на престол. Париж заняли испанцы: это дочь Филиппа II и Елизаветы Валуа претендовала на французскую корону. Генрих IV курсировал по стране, сражаясь с лигёрами и иностранными интервентами. Наконец, он взял Париж и задумался о продолжении рода. У короля было множество бастардов, но ни одного законнорождённого ребёнка. Генриху нужен был развод.
Маргарита дать развод не отказывалась, но на выгодных для себя условиях. Она ни за что не согласилась бы на то, чтобы Генрих женился на любовнице, Габриэль д'Эстре. Но ничего не имела против его женитьбы на девушке из рода Медичи. Также Маргарита до самой смерти оставляла за собой право называться королевой.
Почти двадцать лет прожила она в Юссоне. Написала мемуары. Изначально Маргарита хотела лишь немного исправить и дополнить труд Брантома «Жизнеописание Маргариты Валуа», но увлеклась и тем самым положила начало новому жанру в литературе.
Последние годы Маргарита провела в Париже. Она вновь собрала вокруг себя самых блестящих учёных и писателей. Её по-прежнему окружали поклонники, часто значительно моложе самой королевы. С возрастом она располнела, но её жгучие чёрные глаза оставались такими же живыми и умными, как всегда. Как последняя из рода Валуа, Маргарита пользовалась большим уважением. Генрих IV поддерживал с бывшей женой дружеские отношения, то и дело просил помощи в организации серьёзных торжеств и мероприятий. Его вторая супруга, Мария Медичи, не считала зазорным обратиться к Маргарите за советом.
Маргарита искренне привязалась к маленькому наследнику престола, будущему королю Людовику XIII. Она не только была добра к мальчику, но и оставила ему всё своё состояние.
Умерла Маргарита Валуа в возрасте шестидесяти двух лет от воспаления лёгких. Пережив всех своих братьев, мужа и большинство любовников. Она оставила по себе добрую память, порой «приукрашенную» слухами о её распутстве. Распутницей Маргарита не была, она была дочерью своего времени, а в чём-то даже опережала его.
Умная, независимая женщина, которая любила жизнь в разных её проявлениях. Она видела много горя, пережила немало потерь, но не разучилась наслаждаться жизнью. И осталась верна себе до конца.
Буду рада вашим лайкам и комментариям.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить статьи о других исторических персонажах.