«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.» (Евр. 13: 7-8).
1 августа православные христиане празднуют день памяти великого святого Русской Церкви преподобного Серафима Саровского чудотворца – Обретение мощей святого. Будущий великий святой угодник, в миру Прохор Мошнин, родился 19 июля 1754 года в городе Курск. Родители его были – благочестивые христиане, Исидор и Агафия Мошнины. Юный Прохор обладал прекрасной памятью и скоро выучился грамоте. С детства святой любил посещать церковные службы, молиться, читать Евангелие и жития святых. Ещё в юности Прохор решил посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Прохор отправился пешком из Курска в Киев. Старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил идти в Саровскую пустынь и спасаться там. 20 ноября 1778 года он пришёл в Саров, где настоятелем был старец, отец Пахомий. Прохор нёс послушания в монастыре, и уже в эти годы удалялся в лес и творил там Иисусу молитву. Через два года Прохор заболел водянкой. Болезнь длилась три года, и за это время никто не разу не слышал от него слова ропота. К нему хотели вызвать врача, но он сказал: "Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес – Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери..." и хотел, чтобы его причастили Святых Христовых Тайн. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых Апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: "Сей – от рода нашего". «Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.» (Псалом 23: 6). Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Спустя восемь лет Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Серафим имел пламенную горячую любовь к Господу и стремление Ему служить. Он ежедневно служил в храме, совершая молитвы и после службы. Во время службы он неоднократно видел святых Ангелов, сослужащих братии, и даже один раз видел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Сил Бесплотных. В 1793 году в возрасте 39 лет преподобный Серафим Саровский был рукоположен в сан иеромонаха. После смерти отца Пахомия преподобный Серафим ушёл в пустынную келлию в глухом лесу. Здесь он стал предаваться молитвам, посещая обитель в субботу и возвращаясь обратно после литургии, где он причащался Святых Христовых Тайн. Около трёх лет святой питался только одной – травой снытью. Дьявол, видя его подвиги, навёл на святого мысленную брань. Серафим только увеличил свои труды. Каждую ночь он молился с воздетыми руками, взывая: "Боже, милостив буди мне, грешному". Днем же он молился в келлии, также на камне, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей. В таком искушении святой не сломался, но оно обернулось ему ко благу: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» (Рим. 8: 28). Затем дьявол наслал на него грабителей, они жестоко избили преподобного. После этого ему пять месяцев пришлось провести в обители, а потом он опять ушёл в пустынную келлию. Своих обидчиков святой простил и просил не наказывать, исполняя заповедь Христа о любви к врагам. За долгие годы пустынножительства святой удостаивался многих видений и милостей Божиих, явлений Пресвятой Богородицы и Апостолов. Господь наделил его великими дарами: любовью к Господу и людям, дарами прозрения, утешения и исцеления душ и телес. Преподобный Серафим Саровский духовно окормлял сестёр Дивеевского монастыря. В 1833 году преподобный отошёл ко Господу, Которому всю жизнь служил. В 1903 году состоялось прославление преподобного в лике святых. Информация с сайта: https://azbyka.ru/.
Преподобный Серафим Саровский один из наиболее почитаемых и любимых святых в России. При его жизни к этому великому подвижнику и чудотворцу обращались люди за помощью. И все уходили утешенными от него, получая наставление и огромную пользу для души. Преподобный исцелял людей от болезней, в том, числе тяжёлых заболеваний. Он имел огромную любовь к людям и каждого человека встречал словами: «Радость моя! Христос Воскресе!», передавая свою любовь и духовную радость, которой он был преисполнен, людям. Многим людям он помог при жизни, исцелил, помог в скорбных обстоятельствах, наставил на истинный путь. Но и сейчас святой продолжает помогать людям, обращающимся к нему за помощью. Многие обращаются к святому с молитвами и получают помощь в разных обстоятельствах жизненных и душевную пользу. Помимо этого, преподобный Серафим Саровский оставил нам много мудрых наставлений и советов для спасения наших душ, потому что он опытно прошёл этим узким путём, о котором говорит Господь в Евангелии, исполнил Евангелие в своей жизни. И для нас он является примером благочестия, христианского подвига и любви к Богу и людям, которую он явил. Нам нужно подражать его вере, терпению, смирению и любви. Вера его действительно была крепкая, живая, а любовь к Господу горячая. О таких святых Господь Иисус Христос сказал притчу: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.» (Мф. 13: 31-32).
Вот несколько мудрых советов, оставленных нам святым. Святой Серафим говорит, что всеми силами нужно стараться сохранять мир душевный, мир в себе, в своих мыслях, чувствах. «Мы должны все свои мысли, желания и действия сосредотачивать к тому, чтобы получить мир Божий, и с Церковью всегда взывать: «Господи Боже, мир даждь нам». Преподобный Серафим Саровский. Святой говорит: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Преподобный сказал о том, в чём состоит цель христианской жизни. «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские,— говорил преподобный Серафим,— сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средством для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия». Он советовал идти средним, «царским путём» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний. Главным же средством к стяжанию Духа Святого является молитва. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но ... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять». В храме святой советовал стоять с закрытыми глазами, или смотреть на икону. Преподобный всегда святился радостью и говорил о том, что весёлость не грех. «Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния», — говорил святой Серафим. «Ведь веселость не грех, — говорил старец начальнице Дивеевской общины, — она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой... Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был — вовсе не грешно, матушка». На вопрос, как часто нужно причащаться Святых Христовых Тайн преподобный Серафим отвечал: «Чем чаще, тем лучше». «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов,— и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется... Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося...». Ещё по поводу Причастия святой говорил: «Бывает иногда так — здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!». Поэтому нужно благоговейно подходить к Причастию, готовится и осознавать свою греховность. Также преподобный советовал избегать излишней попечительности: «Лучше для нас презирать то, что не наше, т. е. временное, и преходящее и желать нашего, т. е. нетления и бессмертия. Ибо, когда будем нетленны и бессмертны, тогда удостоимся видимого Богосозерцания подобно Апостолам при Божественнейшем Преображении и приобщимся превыше умного единения с Богом подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынами Божиими, воскресения сынове суще». По поводу отношения к людям неверующим святой Серафим говорил: «Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.» «Не должно без нужды другому открывать сердца своего – говорил преподобный - из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы тайну свою. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть в сохранении другим? Не всем открывай тайны сердца твоего.».
Известна любовь святого Серафима Саровского не только к людям, но и животным. Преподобный долгое время жил в лесу. Как известно, к нему прилетали лесные птицы и приходили звери. К нему приходил медведь, и он кормил его из рук. С этим медведем его видели многие люди. Старец очень любил животных при жизни, и сейчас он помогает животным. К преподобному Серафиму Саровскому можно обращаться за помощью не только людям, но и просить его об исцелении и помощи животным.
«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.» (2-е Тим. 4: 6-8).
Источники: https://azbyka.ru/, https://akafist.ru/, https://www.pravmir.ru/.
Преподобный отче наш Серафим, моли Бога о нас!