Найти тему

Рассказываю об одном из десяти величайщих романов человечества

Сегодня 203 года со дня рождения Эмили Бронте.


Ее единственный роман «Грозовой перевал» стал классикой мировой литературы. Это книга входит в американскую школьную программу по литературе, а писатель Сомерсет Моэм включил это произведение в свой список «Десять величайших романов человечества». И я полностью разделяю это признание, «Грозовой перевал» - одна из моих самых любимых книг.

На сегодняшний момент есть несколько вариантов перевода этой книги на русский язык, но я советую читать ее в классическом варианте перевода Надежды Давыдовны Вольпин.


Роман «Грозовой перевал» это эталонная английская литература, по ощущениям мне напоминает рассказы о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойла, хоть это и не детективная история, но сюжет не менее интересный и интригующий. Этот роман переносит нас в 19 век, я обожаю эту атмосферу, старинные поместья.
Особенно приятно читать такие книги в пасмурный дождливый день, не вылезая из-под одеяла или закутавшись в плед и пить горячий ароматный черный чай «Эрл Грей» и, конечно же, нельзя забыть про овсянку.
А служанка Эллен Дин в это время поведает мистеру Локвуду и нам мрачные тайны семейства Эрншо из усадьбы Грозовой перевал и семейства Линтон из поместья Мыза Скворцов.

«Грозовой перевал» - это история о том:

Во-первых, как важно не причинять зла другим и не поступать несправедливо. Как писал Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию»: «Еще немалый залог безопасности — не поступать несправедливо». Даже не ссылаясь на карму и круговорот зла в природе, нужно понимать, если ты кого-то обидел, то теперь от этого кого-то зависит, забудет ли он и простит или жестоко отомстит. Это уже на его усмотрение. Я придерживаюсь мнения, что человек имеет право на месть. Но, как сказала Харли Квинн: «С точки зрения психологии, возмездие редко приносит катарсис, которого мы ждём». Да, это так, месть не принесёт счастья, но может принести радость, а это почти то же самое! Приятно покидаться камешками в обидчика, пока судьба подбирает такой камень, который собьет его с ног или такой, который раздавит его совсем. Иногда поступить иначе просто нельзя. Но лучше, конечно, не тратить на это своё время.


Во-вторых, как важно не предавать свое сердце, а поступать в согласии с ним, не размениваясь на все мирское и приземленное: богатство, положение в обществе и т.п.

В-третьих, как важно уметь видеть в человеке потенциал и понимать, что необразованность и невоспитанность могут быть просто следствием печальной случайности. Тут важно готов ли человек развиваться и работать над собой.

Главный герой романа Хитклиф, лучше всего его описывают слова из оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина: «Ни сна, ни отдыха измученной душе».
Из-за зависти и несправедливости он потерял единственное, что для него имело смысл в этой жизни. И превратился в безжалостное орудие возмездия.

«Он – самый опасный человек и с дьявольским удовольствием губит тех, кого ненавидит, или чинит им вред, если они предоставляют ему для этого хоть малейшую возможность».

Жизнь сделала его злым и жестоким.

«Как черна эта душа, способная годами скрывать и вынашивать замысел мести, чтобы потом спокойно, без угрызений совести осуществить его».

Как писала о нем Шарлотта Бронте: «Если Хитклиф демон, то демоном его сделали люди».
Это оправдывает его жестокость.

«Мистер Хитклиф, у вас нет никого, кто любил бы вас, и сколько бы вы ни старались сделать несчастными и сына, и меня, нас за все вознаграждает мысль, что жестокость ваша порождена еще большим вашим несчастьем».

Мне импонирует верность Хитклифа своей любви, женщине, которая предала его и свое сердце. Но как я всегда говорю, если это любовь, то выбора уже нет.

«Ты любила меня – так какое же ты имела право оставить меня? <…> Когда бедствия, и унижения, и смерть – все, что могут послать бог и дьявол, - ничто не в силах было разлучить нас, ты сделала это сама по доброй воле».

Жутко и романтично звучат его слова о воссоединении со своей любимой после смерти.

«- Мне мечталось, что я сплю последним сном рядом с нею, мертвой, и что сердце мое остановилось, а щека примерзла к ее щеке. – А если бы она рассыпалась в прах или того хуже, о чем мечтали бы вы тогда? – сказала я. – О том, чтоб рассыпаться в прах вместе с нею – и все-таки быть счастливей, - ответил он».

Можно подумать, что это не любовь, а одержимость, но разве любовь может быть спокойной, рассудительной и смиряться с обстоятельствами?

«Самые обыденные лица, мужские и женские, мои собственные черты – все дразнит меня подобием. Весь мир – страшный паноптикум, где все напоминает, что она существовала и что я ее потерял».

Ведь это была не безответная любовь, это была взаимная любовь, Кэтрин тоже любила Хитклифа до безумия.

«Я не могу этого выразить, но, конечно, и у тебя и у каждого есть ощущение, что наше «я» существует или должно существовать – не только в нас самых, но и где-то вовне. Что проку было бы создавать меня, если бы я целиком была только здесь? Моими большими горестями были горести Хитклифа: я их все наблюдала, все переживала с самого начала! Моя большая дума в жизни – он и он. Если все прочее сгинет, а он останется – я еще не исчезну из бытия; если же все прочее останется, но не станет его, вселенная для меня обратится в нечто огромное и чужое, и я уже не буду больше ее частью».

Хоть это и мрачное произведение, но в конце своего романа Эмили Бронте вселяет надежду, что следующие поколения, хоть и будут совершать те же ошибки, что и их родители, но в итоге смогут поступить мудрее. А те, кому не было покоя при жизни, обретут его после смерти.

P.S. Ну и напоследок мудрость от мизантропа мистера Локвуда: «Разумный человек должен довольствоваться тем обществом, которое являет он сам».