Найти тему

Подводные лодки, которые плавали ещё при царях. Что творили изобретатели тех времён?

Оглавление

Идея разить неприятеля из-под воды издавна будоражила умы флотоводцев. Попытки создания «потаенного» судна предпринимались еще в Средневековье. Правда, состояние технологий было таково, что первые подлодки даже плавали через раз, а говорить о боевой эффективности и вовсе не приходилось.

Историю отечественного подводного кораблестроения обычно начинают с крестьянина-самоучки Ефима Никонова, который пытался построить боевую субмарину для Петра I. Во время испытаний судно сразу затонуло. Через несколько лет проект закрыли в виду его полной бесперспективности, а изобретателя разжаловали и отправили работать на верфь.

Макет лодки Ефима Никонова
Макет лодки Ефима Никонова

XIX век

В 1834 году прототип субмарины спустил на воду талантливый военный инженер Карл Шильдер. Постройка корабля велась в такой глубокой тайне, что до нас дошли только его описания. Лодка имела цельнометаллический корпус, гребные «ласты», которые приводились в движение мускульной силой экипажа. Корабль планировали вооружить ракетами и пороховыми минами. Однако проект закрыли.

Первой серийной российской субмариной считается подлодка инженера Джевецкого. В 1880 году она была испытана в присутствии Александра III. Императору корабль понравился, поэтому казна заказала сразу 50 подлодок.

Лодка Джевецкого имела обтекаемый металлический корпус длиной 5 метров. Винт вращался силами экипажа через велосипедный привод. У лодки имелся перископ, запас воздуха и система его регенерации, вооружение двумя всплывающими минами. Опыт эксплуатации показал, что подлодки реальной боевой ценности не представляют. Имеющаяся скорость не позволяла им догнать корабли противника.

В 1866 году на воду была спущена подводная лодка инженера Александровского, которая имела двигатель, работающий на сжатом воздухе и могла развивать подводный ход до 3,5 узлов. Субмарину приняли в опытную эксплуатацию, но во время испытаний она затонула.

Первая российская серийная субмарина - лодка Джевецкого
Первая российская серийная субмарина - лодка Джевецкого

XX век

Технологии начала XX века уже позволяли строить подводные боевые корабли, опасные не только для своих экипажей, но и для противника.

В 1903 году по проекту инженера Бубнова на Балтийском заводе изготовили подводную лодку «Дельфин». Она имела бензиновый мотор и электродвигатель, который позволял развивать под водой скорость до 6 узлов. Субмарину вооружили двумя торпедными аппаратами. В 1904 году «Дельфин» по железной дороге отправили на Дальний Восток, но в боевых действиях с японцами подводный корабль не участвовал.

В 1912 году на Балтийском заводе по проекту Бубнова построили первую подлодку типа «Барс». Возможности дизельных двигателей и два мощных электромотора позволяли ей под водой разгоняться до 8,5 узлов. Лодка была вооружена 12 торпедными аппаратами и 2-3 орудиями. Всего построили 24 корабля данной серии.

В 1913 году на воду спустили три подлодки типа «Морж». Автором этого проекта также остался инженер Бубнов, поэтому по конструкции субмарины напоминали «Барсы». Они имели меньшее водоизмещение, зато стали быстрее.

Строительство лодки "Морж"
Строительство лодки "Морж"

Глядя на эти подводные суда, кажется невероятным, как могли они выходить на боевые задания. Но для своего времени это были современные подлодки, прочно стоящие на страже Российской Империи.

Пишите свои комментарии, подписывайтесь на канал, ставьте лайки