В самом деле – откуда? И почему именно ударник? Там, не курок, не шептало, не досылатель, не затворная задержка – именно ударник?
И почему именно ударник труда? Не, я понимаю, если человек кузнецом работает. Но а если, например, агрономом? Или врачом? Чего он там где кому ударяет? Пациента молотком по коленке?
Неужто нельзя было найти какое-то другое слово? Там, достиженец, трудвижник, первостаратель, силнежальщик, ж…порвач… Ну, или хотя бы что-то типа "лучший работник месяца"? Такие слова были бы намного более понятны и информативны. А тут – ударник. Где логика?
Но никакой логики здесь искать не надо. Перед нами самый обычный продукт плакатно-агитационного дебилизма. Плакатная агитация – она больше предназначается для эмоций, а не для разума. А поскольку в раннесоветское время (1930-е годы) заказчики плакатов академиев не кончали, то и смыслом слов на своих плакатах они тоже не заморачивались. Даёшь.
Так, одной из главных идеологем тогдашней плакатистики (согласен, загнул) было "ударить". То есть вот брали какую-то проблему и предлагали единственное ее решение – ударить. Как, например, вот здесь:
И вот таких "ударных" плакатов по всей стране висело немерено – наверное, как сейчас - коммерческой рекламы. У нас в Пскове кто-то на стенах домов трафарентом штампует - достойный заработок, звонить сюда. Явный потомок тогдашнего агитатора про "ударим".
И не случайно Ильф и Петров в своем "Золотом теленке" (как раз 1931-й год) тиснули знаменитое "ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству". Это сейчас нам с вами это выражение кажется каким-то бредом - ведь какой автопробег возможен при бездорожье?
А в те времена это было нормальной реакцией нормального человека на завязшие в глазах "ударим по алкоголизму", "ударим по пятилетке в четыре года", "ударим пионеров ценным подарком"… Ну, или вот так еще:
Короче, к 1930-м годам плакатный глагол "ударить" потерял свой изначальный смысл. Теперь он означал "сделать какое-то общественно-выдающееся усилие для решения проблемы" (причем усилие именно мускульное – не умственное). Большой или мелкой проблемы – это уже никого не интересовало. Если, например, вы кушаете яблоко, а у вас в яблоке обнаруживается червяк, то… УДАРИМ ПО ЧЕРВЯКУ В ЯБЛОКЕ!!! Червяку, разумеется, при этом придет пипец. Яблоку, правда, тоже.
Ну а когда в СССР появились Стахановы, Ангелины и др. и возникла необходимость как-то обозначить их труд, тогда труд этот и обозначили как ударный. Чисто на основе расклеенных плакатов. А героев этого труда стали называть ударниками. Хотя ударные движения, в строго физическом смысле, были там характерны не для каждой работы.
Самое интересное, что примерно в то же самое время нечто похожее было и в США – там тоже была "ударная" социальная реклама. По стилю не шибко отличающаяся от отечественной. Вот такая, например:
Сходство с нашей тогдашней соцрекламой налицо. Так что тут мы смело можем говорить, что мы обогатили американскую рекламную культуру и потеснили на этом поприще всех акул капитализма.
Впрочем, надо сказать, ударник – это не самый плохой термин для обозначения трудовых подвигов. Ведь на месте ударника мог оказаться и долбанюк: