Вчера совершенно случайно для меня приоткрылся мир, о котором я, честно говоря, раньше не задумывалась. Слышала, конечно, что инвалидам в России тяжело, но это все понять сложно, когда сам не сталкиваешься со сложностями.
Ходила по своим делам, все сделала, иду домой. Погода отличная, солнечно, тепло, поворачиваю голову и вижу как в клумбу падает женщина.
Я к ней, спрашиваю: "Вам помочь"?
Она криком: «Конечно помочь, я ничего не вижу».
Помогаю подняться, а она плачет: «Я так устала каждые два шага просить о помощи, мне нужно на станцию, я не могу туда попасть».
Я пошла провожать.
По пути она мне рассказала, что у нее слепота приобретенная, что она не умеет жить без зрения.
Я задумалась, а вот правда, это же какой переворот в жизни. Вот ты видел, все было привычно понятно, а потом раз и у тебя нет возможности видеть, страшно стало.
Я спросила почему она никуда не обращается.
Она сказала: "Чтобы обратиться куда-то, нужно найти куда, а она не знает".
Ей кто-нибудь номер телефона раздобудет «нужного» человека, она звонит, и ей там говорят: «Вы поищите в интернете».
Она снова закричала: «А как я поищу, я же слепая». Вот так она и ходит по кругу.
Родственников нет, брать за нее ответственность никто не хочет, помогают на коротких отрезках, а она ничего сама не может, ни найти, ни прочитать - ничего. Я спросила про белую трость, она сказала, что ее только через четыре года после потери зрения выдали, но пользоваться ей она не умеет.
И тут я снова задумалась, а ведь это же правда не просто трость, она же наверняка как-то работает, не зря же она имеет такую форму, ей же надо правильно пользоваться.
Женщина подтвердила мои догадки, спросила, видела ли я быстро и самостоятельно передвигающихся в метро слепых, я видела, не то чтобы быстро, но в целом нормально передвигающихся. Женщина сказала, что они прошли обучение: «Есть специальная реабилитационный цент, где учат передвигаться по городу, ходить с тростью, читать и даже там есть компьютерная грамотность для незрячих».
Вы представляете, я даже не думала никогда, что есть такое, я думала, что она как-то само, ну в смысле, что со временем люди потерявшие зрение сами учатся ориентироваться в городе, о чтении и владение компьютером я вообще не задумывалась.
Так вот, оказалось, что реабилитационный центр есть, направление в него есть, но попасть она туда не может: «Ну вот как не видящий человек, не умеющий читать, не владеющий компьютером, не знающий ничего, может туда попасть"? Опять же ей помогают на коротких отрезках, а весь путь от начала до конца ей никто не помогает пойти, вот она и топчется на месте.
Я думала, что если ты стал инвалидом, то есть социальная служба, откуда приходит сотрудник и как-то помогает. Женщина сказала, что к ней не ходят.
Если все что я описала выше это со слов не знакомого мне человека, за точность и честность их я не могу поручиться, то вот дальше я увидела своими глазами, что инвалидам по зрению очень тяжело.
Подходим к железнодорожной станции. Я наивно думала, что в такой структуре как общественный транспорт все продумано, что сейчас передам женщину в надежные руки, и хотя бы до нужной точки она доедет. Ха, как бы не так.
Подхожу к кассиру, говорю: «Вот человек, она не видит ничего, помогите, ей нужно сесть на электричку».
На что сотрудница смотрит на меня и говорит: «Я то чем помогу, и уходит».
Мы в кассу, купили ей билет туда и обратно.
Напоминаю, если бы меня рядом не было (или другого прохожего согласившегося помочь), она бы и кассу не нашла.
Спрашиваю кассира: «К кому обратиться, чтобы человеку помогли сесть на электричку»?
Кассир тоже смотрит на меня с недоумением: «Я не знаю, спросите у контролеров».
Мы к контролерам. Стоят три мужчины, болтают.
Я спрашиваю: «Кто-то может посадить человека на электричку»?
Для понимания ситуации: когда выходишь их здания вокзала, перед тобой путь, открытые рельсы на глубине, не огороженные, чуть в стороне мост, по нему нужно дойти до нужного пути, и там тоже с двух сторон не огороженные рельсы на глубине.
Контролер поворачивается к своим коллегам, те сразу со страшно занятым видом разбегаются, он говорит: «Вы и проводите, тут не далеко». Пропускает меня.
Мы доходим до нужного пути и так как до электрички еще куча времени, я прошу двух мужчин, которым ехать в том же направлении, чтобы они посадили женщину в электричку, они обещают и я ухожу.
У меня по стечению обстоятельств были те 30 минут, которые я смогла потратить на помощь, а если бы не было? Я бы точно также побежала бы по своим делам.
Ну нельзя же инвалидам жить, рассчитывая на отзывчивость прохожих.
Я не могу понять, почему нет какой-то системы, в которую можно поместить человека, оказавшегося в сложной ситуации. Чтобы эта система помогла стать самостоятельным. Почему огромная организация перевозчик (электрички, я столкнулась только с ними) не предусматривает помощь. Инвалидов по зрению не так много, мне кажется, даже не надо выделять специальную должность, а просто по рации вызвать наименее загруженного в данный момент сотрудника и чтобы он помог. На одном конце провести и посадить, на другом помочь выйти из электрички и из вокзала. Так бы уже облегчили жизнь.
Что думаете по этому поводу, сталкивались ли вы с людьми, которым сложно жить в современном мире, из-за ограниченных возможностей по здоровью?
Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал.