Я людей в общем и целом люблю и уважаю. Особенно люблю их, людей, изучать и наблюдать за ними. Чтоб, значит, быть не только человеколюбом (это импортозамещение слова «филантроп»), но и человековедом. А поскольку наблюдаю я преимущественно через историческую призму, то и примеры у меня соответствующие. И выборка широкая. Так вот, вдоволь наглядевшись на исторических персонажей и своих современников, я пришла к неожиданному выводу, к которому до меня никто никогда не приходил и даже не приближался на пушечный выстрел: люди в некоторых аспектах своей жизни не меняются на протяжении веков, а то и тысячелетий. Свежо, креативно, революционно, не правда ли? Гордо проносят свои привычки, сомнения, страхи, приметы, традиции, сожаления и манеру поведения через время и пространство, невзирая на то, что вот тут, например, Россия двадцать первого века, а там, наоборот, Англия века шестнадцатого. Казалось бы, какая связь? А прямая - люди ведут себя одинаково. И мыслят иной раз примерно в одном и том же ключе.
Сейчас вокруг меня только и разговоров, что про цифровизацию, персональные данные, про то, как нас хотят посадить под надзор с помощью современных технологий, ежеминутно контролировать и держать под колпаком. Я, честно говоря, давно расслабилась и по этому вопросу никаких переживаний не имею. Тот, кто вздумает за мной наблюдать и постоянно отслеживать мои действия, быстро помрет от скуки. Смотреть, как я иду на работу, изо дня в день выполняю одни и те же обязанности, прихожу домой, съедаю картошку и помидор, глажу одежду на завтра и падаю физиономией в подушку, - ну никаких же нервов не хватит! По выходным полы мою и гулять хожу - зашибись как интересно! У меня даже кота нет - не за кем наблюдать, когда захочется переключиться с меня на что-то приятное и позитивное. И кактуса какого-никакого нет.
Так что я не боюсь. А есть люди, которые боятся и предпочитают лишний раз сведений о себе не предоставлять. Это выглядит немного странно в свете того, что все сами добровольно купили смартфоны и подключились к интернету и теперь смартфоны знают о нас больше, чем мы сами о себе. Но это ж добровольно было. А вот когда хотят что-то предписать со стороны, напряжение чувствуется.
Но я сейчас не об этом. Я об истории и даже немного о литературе. Читаю заключительную часть трилогии Хилари Мантел о Томасе Кромвеле, советнике Генриха VIII - «Зеркало и свет». Там по сюжету упомянутый Кромвель трудится не покладая рук ради короля и государства, не догадываясь, какая «благодарность» ему за это довольно скоро прилетит. У него постоянно новые идеи, проекты и стартапы. И один из проектов - ведение регистрационных записей в церковных приходах. Чтоб, значит, хранить на бумажных носителях (за неимением электронных) информацию о том, кто когда родился, кто на ком женился и кто в какой конкретно день отчалил в лучший из миров. Так и перепись населения легче составлять. А то не доищешься и не дознаешься, сколько народу в стране. Кому сколько лет, кто есть, кого нет, кто женат, с кого налоги брать, кого на войну отправлять - фиг поймешь. Так что все должно быть записано, причем записи должны отражать реальное положение дел и вестись аккуратно, а не как попало.
И что же вы думаете, население встретило такую полезную инициативу бурными аплодисментами, переходящими в овацию? Как бы не так. Население хмуро посмотрело на программистов посланников Кромвеля, призванных налаживать процесс, и стало ждать неизбежной подлянки. И даже выражать претензии по этому поводу. Как то:
«Народ недоволен введением приходской регистрации. Записи крещений, говорят люди, позволят королю облагать нас налогами с младенчества. Записи венчаний позволят ему получать сбор с каждого жениха и невесты. Узнав о похоронах, агенты Кромвеля явятся забрать медяки с век усопшего.
Кромвель, говорят они, замышляет украсть у нас наши дрова, наши ложки и наших кур. Он хочет обложить налогом наши жернова, наши котлы и горшки, испортить пекарские весы, изменить меры жидкости в свою пользу. Он – хорек, съедающий в день, сколько весит сам. Не увидишь, как подкрадется, – он умеет уменьшиться так, что пролезет в обручальное кольцо. Глаза у него открыты всю ночь. Он танцует, чтобы задурить жертву, а потом высасывает ее мозг. Он устраивает себе нору в логове побежденных и устилает ее мехом».
Отрывок из книги: Хилари Мантел. «Зеркало и свет». Apple Books.
Как видим, доверие к государству и его отдельным представителям - высшего уровня. Ложки, мол, у нас Кромвель украсть хочет и дрова стырить. Ложки после введения церковной регистрации актов гражданского состояния нашлись, но осадочек остался. «Высасывание мозга» тоже налицо.
А потом ничего, привыкли. Простого англичанина (как и россиянина, француза, немца и т.д.) сейчас трудно шокировать тем, что при рождении ребенка требуется получить свидетельство о рождении, а при заключении брака - свидетельства о браке. Даже не спорит никто особо, кроме отдельных креативных личностей.
Но с наступлением всего нового, неизведанного и необычного народ реагирует точно так же, как и в старину. Только ослабь на минутку внимание, живо без дров и ложек останешься, а там и кур твоих кто-то доедает, одновременно коварно вынимая батарейку из пекарских весов. Знаем, плавали. Атмосфера недовольства и опасений прекрасно дополняется красочными конспирологическими теориями.
Так о чем это я? Ах, да.
Ничего не изменилось.