Зайдя в «сени», Андрею сразу бросились в глаза притихшие собаки, настороженная кошка на подоконнике и лишь затем до его ушей донеслись «акустические сигналы», вызванные активной деятельностью супруги. Светлана что-то двигала, чем-то гремела и непрерывно, но неразборчиво, ворчала.
- Привет! – как можно жизнерадостнее поздоровался Андрей – не помогло.
- Виделись, - буркнула Светлана, остервенело орудуя шваброй.
- Ладно, говори, - вздохнул Андрей, едва успев отпрыгнуть от метнувшейся к его ногам тряпки. – На работе неприятности?
- На работе, как обычно, а вот дома… Это не дом - сарай! Почему я, приходя с работы, должна все это разгребать? Вы совершенно ничего за собой не убираете! Я час только игрушки собирала по всему полу. Ты мог бы хотя бы это сделать, уж коль дома сидишь?
- Мог, - не стал спорить Андрей.
- А почему не сделал?!
- Потому что я тебе тысячу и один раз говорил: хватит Марине покупать игрушки, - Андрей пошел в контратаку. – У нее такое количество игрушек, что она совершенно перестала их ценить. Покупаешь – убирай.
- А у тебя в детстве были исключительно деревянные и прибитые к полу? – огрызнулась супруга. – Ребенку развиваться надо.
- Именно деревянные, хоть и не прибитые к полу, а насчет развития, чем примитивнее игрушка, тем лучше развивается воображение. И самое главное их у меня было мало, от того я ценил и дорожил каждой!
- Не доставай меня, - Светлана оперлась на швабру. – Иди ты… покури, я домою и лягу отдохнуть после работы. Все скройся.
Андрей сунул ноги в тапки и вышел во двор, по опыту зная, спорить бесполезно. Обошел дом, сел на расшатанный диванчик и, закурив, попытался вспомнить какие у него в детстве были игрушки?
Первое воспоминание – железный грузовик. Правда это в садике, но машинку он запомнил на всю жизнь: точная копия «ЗИЛ-164» с поворачивающимися ручками на дверцах, которые открывались, а если крутить «кривой стартер» у машинки подымался кузов с откидывающимся задним бортом.
Какой же это год? По всему получается семьдесят восьмой, а может семьдесят девятый. А дома? Воздушные змеи дядя мастерил отличные, а еще трехколесный велосипед, из-за которого поссорился с младшей двоюродной сестрой… А еще как-то двоюродный брат привез с собой «настоящий» телефон на батарейках!
Дед с бабушкой жили в саманном доме, поделенным на множество комнатушек. Сейчас Андрей подозревал, что домик был не большой, но тогда он казался ему настоящим бесконечным лабиринтом. Один телефонный аппарат установили в зале, а второй в маленькой каморке в другом конце дома и все по очереди звонили друг другу. «Чудо» технического прогресса восхищало Андрея до глубины души…
- «Так, - Андрей затушил окурок, - пока что-то деревянными игрушками не пахнет»…
Более свежие вспоминания, это когда его родители из «Разведки» переехали в ПГТ. Запомнились «Хозтовары» аж в два этажа. До этого Андрей не видел подобных «высоток». А самое главное в нем имелся целый отдел с игрушками. Сколько слез и воплей он вызывал у Андрея, когда мать силком уводила его оттуда со словами: «у нас нет денег».
Неизвестно была ли это отговорка в воспитательных целях или денег действительно не хватало, но дома, нет-нет, а появлялись новые игрушки: целый отряд красных «богатырей» и полчище зеленых «рыцарей-крестоносцев», управляемый танк с пультом на проводе, барабан, плюшевый мишка и экскаватор. На последнем можно было сидеть и, орудуя рычагами, копать жестяным ковшом рыхлые грядки, за что разок Андрею не слабо досталось от отца… И опять велосипед трехколесный, но уже с цепным приводом.
Андрей почесал за правым ухом, вспомнив, как у велосипеда на полной скорости отвалилось заднее колесо и он улетел в картофельное поле, изрядно расшибив себе голову именно в этом месте.
- «Черт, еще же железная дорога! - Андрей извлек следующую сигарету. – Ее мне дядя подарил… Или тетя… не помню».
Локомотив заводился ключом и лихо тащил за собой по кругу три вагончика, весьма правдоподобно громыхая литыми колесиками по стыкам металлических рельсов.
Наконец вспомнились и первая деревянная игрушка: кубики - примитивный аналог современных пазлов. Из них можно было собирать картинки и плюсом строить крепости для «богатырей».
- «Нет, - признался вслух Андрей. – Это не совсем то…»
Переезд в город, через год он пошел в школу и ему подарили настольный хоккей. А еще до этого дед купил ему первый двухколесный велосипед «Кама» - тяжеленный, страсть.
А потом? Потом Андрей научился читать и его записали в детскую библиотеку, а в качестве подарков вместо игрушек стали дарить книги. Читал Андрей как сумасшедший. В пятом классе одолел «Войну и Мир» - ничего не понял, но коллекционное издание с золотым обрезом и целыми страницами непонятного текста со смешными иноземными буквами очень впечатлили.
- «Вспомнил! – воскликнул Андрей. – Точно, примерно в классе четвертом – пятом, мы и устроили «войну Империй»»!
Андрей с двумя друзьями Михаилами, от чего ему приходилось обращаться к ним по фамилиям, поделили весь микрорайон на «страны». Одна пятиэтажка – Франция, вон та «хрущевка» - Германия, а стоящее на отшибе общежитие – Римская империя. Игра заключалась в следующем: под балконами каждого из домов они собирали горелые спички, которые по тем временам обильно сыпались с балконов и окон курильщиков. Из спичек формировались армии, непременно «идущие» войной на соседние дома «страны».
Спичка зажималась между указательным и большим пальцем и шла в «бой» на так же зажатую спичку «противника», та, которая ломалась «погибала». По итогам боя на карту, вычерченную на листе в клетку, вносились соответствующие правки, а «погибшие» бойцы предавались земле со всеми положенными воинскими почестями.
Игра длилась года три, до того момента как «Римская империя» - самая «плодовитая» на новобранцев, не захватила все остальные «страны», под окнами которых все реже появлялись «новобранцы».
Один из Михаилов сжульничал и купил огромный коробок хозяйственных спичек, был уличен в содеянном и подвергнут обструкции, но это уже было началом конца и вскоре «спичечные» остались в прошлом.
Примерно в это время Андрей начал писать и даже заразил на время своим хобби друзей. Они издавали «газету» со сводками с полей сражений, придумывали родословные самым знаменитым «спичечным» и даже, по непонятной для Андрея по сей день причине выпускали антисоветские листовки, которые расклеивали на фонарных столбах.
- «А ты, братец редким был придурком, - Андрей встал с диванчика. – Хотя почему был?»
Андрей вернулся в дом, поднялся на второй этаж к дремлющей супруге и задал самый глупый вопрос на свете:
- Спишь?
- Сплю, - ответила Светлана, не открывая глаз.
- Ты права, у меня было много игрушек и среди них не было «деревянных», хоть и жили мы в «ужасном» Советском Союзе.
- Ладно, - вздохнула Светлана. – Ты тоже прав, надо поменьше игрушек покупать. Надо ей книги покупать, Бог даст, не вырастит «тик-токнутой».
- А вот это поддерживаю, - кивнул Андрей. – Я их даже убирать буду на место, если ты ее к порядку не приучишь…
- Я! – Светлана резко села на кровати. – А ты у нас опять в стороне?!
- Ой! Мне же еще собак кормить! – Андрей бегом спустился на второй этаж, а вслед жена объясняла ему кто он такой и как тяжело с ним жить…
Конец
Читать другие посты автора - здесь
Дело врачей - начало читать здесь
Читать "Проклятые земли" - здесь
Рассказ "Фиктивный развод" - здесь
Рассказ "Потерянное поколение" здесь
Подписывайтесь на канал, комментируйте, делитесь с друзьями в социальных сетях и ставьте лайк (палец вверх)! Если не нравится палец вниз!
Так вы не потеряете канал и поможете другим читателям найти своего автора.
Ниже: НЕ УВЕРЕН НЕ НАЖИМАЙ!
если есть желание поддержать автора, нажимай, комиссия списывается с получателя (меня).