Найти в Дзене
Johnny Catmans Music Hearts Club Band

Битва Титанов. Кен Хенсли VS Мик Бокс.

Оглавление

Битва Титанов - это рубрика, в которой я сравниваю друг с другом разных исполнителей и выясняю, кто же из них круче. Ну или на чьей стороне правда.

У Uriah Heep были все козыри на руках для покорения мира, однако же зелёный змий, белый порошок и жадные менеджеры спутали им все карты и привели к тому, что коллектив постепенно стали покидать ключевые участники. Закончилось всё тем, что от Uriah Heep осталось одно название и они потихоньку начали превращаться пародию на самих себя.
Почему так получилось? Попробуем разобраться.

Кто Есть Кто?

-2

Кен Хенсли - автор большинства самых известных композиций Uriah Heep, один из лучших клавишников в роке, неплохой гитарист, никудышный вокалист, страстный поклонник кокаина в семидесятые, праведный старец ближе к концу жизни. Очень похож на индейца.

-3

Мик Бокс - мужчина со смешным лицом, бессменный гитарист Uriah Heep, большой хитрец, алконавт, ходячий позитив, самое слабое звено классического состава группы, неплохой композитор, обладатель внушительных усов. Очень похож на суслика, но еще больше похож на Рона Джереми.

В Чём Суть Конфликта?

Золотой состав (слева направо): Гэри Тейн, Дэвид Байрон, Мик Бокс, Ли Керслейк, Кен Хенсли.
Золотой состав (слева направо): Гэри Тейн, Дэвид Байрон, Мик Бокс, Ли Керслейк, Кен Хенсли.

Началось всё в далёком-предалеком 1967-ом году, когда гитарист Мик Бокс познакомился с вокалистом Дэвидом Гарриком. Они некоторое время вместе бухали и куролесили, а потом собрали группу Spice.
В 1969-ом они познакомились с
Джерри Броном, ушлым еврейским пареньком, который имел уже определенный опыт в продвижении рок-групп к вершинам славы - до знакомства с Гарриком и Боксом он работал с Манфредом Манном и Bonzo Dog Doo-Dah Band.
Брон привёл к ним в состав талантливого клавишника Кена Хенсли, который до этого играл в The Gods и Toe Fat, и переименовал их из Spice в Uriah Heep - в честь Урии Хипа из "Дэвида Копперфилда", романа Чарлза Диккенса.
К
ак корабль назовёте - так он и поплывет, не так ли? Так вот Урия Хип по сюжету романа - совершенно отвратительный тип, занимающийся финансовыми махинациями и спаивающий разочаровавшихся в жизни людей. Повлияла ли как-то дурная аура этого персонажа на творческий путь Uriah Heep? Вне всякого сомнения! Но об этом - попозже.
Так вот, в июне 1970-го на свет появляется дебютник группы, неплохой
"...Very 'Eavy ...Very 'Umble", который хоть особо шуму и не наделал, однако же заставил некоторых критиков и слушателей обратить на молодую команду внимание. Вышедший зимой 1971-го "Salisbury" подарил миру первый хит коллектива - великолепную "Lady In Black", сочиненную и спетую Хенсли (который, кстати, для дебютника не написал ни одной песни).
Именно на
"Salisbury" впервые была обозначена расстановка сил: Кен Хенсли писал впечатляющие вещи (и иногда их даже сам пел), а Дэвид Гаррик, ставший к тому моменту Дэвидом Байроном, их исполнял своим зычным голосом - в то время как Мик Бокс играл на гитаре и тоже сочинял для группы материал. Нельзя сказать, что Бокс был сильным гитаристом, однако же он стоял у истоков группы и с его мнением волей-неволей приходилось считаться.
Собственно, основной костяк
Uriah Heep в 1971-ом и состоял из Хенсли, Байрона и Бокса - и особенно хорошо это слышно на третьем альбоме, адски тяжёлом "Look At Yourself", для которого Хенсли с Байроном написали впечатляющую "July Morning", ставшую визитной карточкой группы. Не обошлось, впрочем, без казусов - Джерри Брон, менеджер и продюсер альбомов группы, для записи соло в этой песне позвал своего старого знакомого, Манфреда Манна, чьими делами он на тот момент заведовал. Хенсли обиделся на Брона, а с Манном с тех пор общался исключительно сквозь зубы.
В ноябре 1971-го место ударника занял
Ли Керслейк, ну а к февралю 1972-го, с приходом в Uriah Heep басиста Гари Тэйна, сформировался классический состав группы. Вышедший в мае 1972-го "Demons And Wizards" стал первой ласточкой грядущих перемен - альбом очень хорошо приняли в Германии и Финляндии, а за железным занавесом он и вовсе стал культовым, не в последнюю очередь благодаря искрометной "Easy Livin'", в очередной раз продемонстрировавшей талант Хенсли как автора песен и мощь Байрона как вокалиста.
Ну а в ноябре того же года вышел
"Magician's Birthday" - и всем стало ясно, что Uriah Heep наконец-то достигли вершины и теперь вполне способны составить достойную конкуренцию таким монстрам хард-рока как Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. Впечатляющий "Sweet Freedom", вышедший осенью 1973-го, закрепил успех, так что вполне можно сказать, что группа была в то время на коне - а Джерри Брон с удовольствием подсчитывал барыши и грезил о еще большей прибыли.
И что же могло пойти не так? Увы, но именно после
"Sweet Freedom" всё пошло кувырком, ибо запись "Wonderworld", которому суждено было стать седьмым студийным альбомом группы, обнажила некоторые слишком уж долго игнорируемые проблемы внутри Uriah Heep.
Ну что ж,
Дэвид Байрон всегда был не прочь пропустить рюмку-другую водки или чего покрепче. И если раньше это не вызывало особых нареканий, благо бывший Гаррик держал себя в руках и пахал аки вол, то теперь это становилось для группы очевидной проблемой, ставящей под угрозу её дальнейшее существование. В итоге Uriah Heep разделились по интересам: Бокс, Байрон и Керслейк бухали аки черти, а Хенсли и Тэйн потихоньку наркоманили, сжигая себе носовые перегородки кокаином и гоняя по венам героин соответственно.

Джерри Брон, менеджер Uriah Heep.
Джерри Брон, менеджер Uriah Heep.

Ситуация усугублялась еще и тем, что Хенсли занял в группе роль лидера - менеджер Джерри Брон слушал только его, а на мнение всех остальных клал с прибором, ибо именно Кен был той самой производящей великие хиты сумасшедшей творческой машиной.
Байрон, понятное дело, не был от этого в восторге, ибо считал себя главной звездой в группе. Что же до Бокса, Керслейка и Тейна, то они тоже не особо были довольны сложившейся ситуацией, однако же их мнение Брона волновало еще меньше, чем проблемы сексуальных меньшинств в Зимбабве.
"Wonderworld" получился скучным, не особо интересным и откровенно бледным по сравнению с предыдущими работами Uriah Heep. Плюс ко всему басист Гари Тэйн вызывал опасения: у него были большие проблемы со здоровьем, ибо он страдал от нервного истощения и наркозависимости - да и удар током на концерте в Далласе в сентябре 1974-го не отразился положительно на его здоровье. Неурядицы с Тэйном привели к отмене турне по США и Англии, так что едва ли заведующий делами группы Брон был доволен таким положением дел. В конце 1974-го Гари покинул группу - добровольно-принудительно.
Увы, но с уходом
Гари золотой состав Uriah Heep, создавший несколько самых ярких альбомов семидесятых, приказал долго жить. А еще через год, в декабре 1975-го, Тэйн и сам отправился к праотцам, ибо слишком уж увлекся героином и в итоге принял гораздо больше этой дряни, чем мог выдержать его и без того истощенный организм.
К тому моменту в
Uriah Heep уже вовсю трудился за бас-гитарой Джон Уэттон - бывший участник King Crimson. "Return To Fantasy" ознаменовал собой относительно удачный реванш Хенсли и компании, однако внутренние проблемы команды были уже настолько серьёзны, что игнорировать их не представлялось возможным: Байрон всё чаще прикладывался к бутылке и саботировал концерты, а Джерри Брон не давал музыкантам спуску и постоянно гнал их на гастроли, дабы не упустить грешным делом большой-пребольшой гешефт.
В последующем турне в поддержку
"Return To Fantasy" конфронтация между Хенсли и остальными участниками группы усилилась - после концертов Кен проводил время порознь от других, требовал себе отдельную гримерку перед шоу - и даже заикался о том, чтобы Брон нанял ему персонального гастрольного менеджера.
Байрон, выпустивший еще в в начале 1975-го первый сольник "Take No Prisoners", пытался соревноваться с Хенсли и непрозрачно так намекал в интервью, что он, Байрон, мол, и является главной движущей силой группы - стоит ли говорить о том, что такие высказывания приходились Кену, который тоже принимал участие в записи "Take No Prisoners", совсем не по душе?
Дальше - больше: девятый студийный альбом
Uriah Heep, невзрачный "High And Mighty", был спродюсирован собственными силами, без участия Джерри Брона - на этом настаивал Байрон и за это он и поплатился, ибо ответственность за провал альбома целиком и полностью легла на его плечи. Проблемы с алкоголем тоже никуда не делись - Дэвид исправно материл со сцены поклонников, падал в оркестровую яму и имел всех в виду, даже Хенсли с Броном. Порой он вёл себя просто как бессовестная свинья - хотя довольно долго ему всё сходило с рук.
В какой-то момент
Кен Хенсли решил, что с него хватит, и обратился к Джерри Брону с ультиматумом: или он, автор почти всех хитов группы, или Байрон, который потерял связь с реальностью, лелеял мечты об успешной сольной карьере и как будто бы пытался приблизить конец Uriah Heep.
Брон раскинул мозгами, и в июле 1976-го уволил Дэвида Байрона (!) из Uriah Heep (!!!). Байрон на сие известие отреагировал на удивление спокойно: в интервью средствам массовой информации он заявлял, что "чувствует себя совершенно свободным" и "не держит зла на бывших коллег".
Теперь ничто не мешало
Кену Хенсли единолично управлять Uriah Heep - хотя где-то в глубине души он понимал, что баланс был нарушен и былых вершин группе уже никогда не достичь.
А из отцов-основателей в группе остался только
Мик Бокс. Ему и предстояло через каких-то четыре года возродить группу - как раз в тот момент, когда Хенсли махнул на всё рукой.

Чем Всё Закончилось?

Попытка удержать Uriah Heep на плаву: Мик Бокс, Тревор Болдер, Кен Хенсли, похожий на Валерия Леонтьева Джон Лоутон и Ли Керслейк.
Попытка удержать Uriah Heep на плаву: Мик Бокс, Тревор Болдер, Кен Хенсли, похожий на Валерия Леонтьева Джон Лоутон и Ли Керслейк.

Итак, с уходом Дэвида Байрона магия Uriah Heep испарилась - однако же сами музыканты в 1976-ом еще так не считали и попытались было вернуть все на круги своя. Увы, но конфликты Хенсли с другими участниками участились - Боксу, в частности, не нравилось то, что альбомы группы под завязку набиваются песнями исключительно Кена.
В свою очередь
Хенсли заявлял, что лейбл и Джерри Брон лично давили на него и требовали, чтобы он записывал альбомы, где все треки были бы как "Easy Livin'". Новый вокалист, Джон Лоутон, был относительно неплохой заменой Байрону - и записанные с ним "Firefly", "Innocent Victim" и "Fallen Angel" хоть и не могли встать в один ряд с "Magician's Birthday", однако же марку держали и не дали группе сгинуть под натиском панка и диско.
Увы, но у
Лоутона была проблема - он был женат на странной женщине, которая раздражала своим присутствием всех в группе. Кен Хенсли как-то сцепился с ней перед концертом - а на кислород в итоге почему-то выставили несчастного Лоутона. Остальные участники велели своим женам молчать в тряпочку - ибо ссора с главным автором Uriah Heep грозила увольнением и прочими неприятными вещами. Ли Керслейк, ударник, долго, впрочем, молчать не смог, и в итоге напхал полную пазуху Джерри Брону, после чего покинул группу.
В ноябре 1979-го в группу приходит новый вокалист -
Джон Сломан. Он хороший малый, но у него тоже есть одна проблема - он сильно раздражает своей персоной Кена Хенсли, для которого Uriah Heep всё больше становятся обузой. Увы, но Сломан как будто бы не обращает внимания на недовольство Кена - а Хенсли рвёт на себе от досады волосы и заявляет, что Сломан неправильно интерпретирует его песни.
Ну а еще
Кен чувствовал, что возродить былую магию не получится, ибо она ушла еще в 1974-ом, вместе с Гари Тэйном.
Недовольство новым вокалистом, неуспех в чартах и постоянные претензии коллег привели к тому, что в мае 1980-го
Кен Хенсли ушёл из Uriah Heep и начал сольную карьеру.
Сломан свалил практически сразу после ухода Кена, так что оставшийся практически в гордом одиночестве Бокс попробовал позвать было обратно Байрона - да только Дэвид был не дурак и понимал, что ничего путного из его возвращения уже не выйдет. И послал Бокса куда подальше.
Бокс еще побарахтался немного, а затем впал в депрессию - то, что он когда-то на пару с Гарриком-Байроном создал, теперь развалилось на части. Казалось, что история Uriah Heep завершена.
Но уже через несколько месяцев
Бокс взял себя в руки, позвонил ударнику Керслейку, нашел новых музыкантов и практически из пепла возродил группу, ну а выпущенный в марте 1982-го "Abominog" ознаменовал возвращение Uriah Heep в строй.
Вы думаете, что это счастливый конец и что
Бокс оказался в итоге самым хитрым и живучим?
Как бы не так!

Кто Победил?

То, что осталось от классического состава в 21-ом веке: Ли Керслейк, Мик Бокс и Кен Хенсли. На данный момент в живых остался один Бокс.
То, что осталось от классического состава в 21-ом веке: Ли Керслейк, Мик Бокс и Кен Хенсли. На данный момент в живых остался один Бокс.

По итогу победивших нет. Дэвид Байрон сольно так и не создал ничего впечатляющего - и в 1985-ом скоропостижно скончался от сердечного приступа. Кен Хенсли одно время после ухода из Uriah Heep играл с американцами Blackfoot, однако же его самостоятельные работы даже и близко не стояли рядом с классикой вроде "July Morning", "Easy Livin'" и так далее в том же духе.
Ну а
Мик Бокс? Тот, который сохранил на плаву Uriah Heep и вот уже почти сорок лет как стоит у руля и убеждает всех в том, что ведёт группу в правильном направлении?
Ну, под его руководством группа исправно выпускает новые студийные альбомы. Они, впрочем, стоят еще дальше от золотой классики
Heep, чем сольные эксперименты Хенсли, так что...
По правде говоря, я вообще не понимаю, зачем
Бокс этим занимается - ни одна из поздних работ группы не может сравниться по качеству с культовыми "Demons And Wizards", "Magician's Birthday" и "Look At Yourself". Да и Uriah Heep уже давным-давно не Uriah Heep - от некогда славной группы осталось лишь название и один оригинальный участник с кучей наёмников, пытающихся воссоздать то звучание, которое покорило в своё время всех любителей мудрёного хард-рока необычными вокальными гармониями и ревущим органом "Hammond".
К чему это? Почему этот лишенный жизни и вдохновения
живой труп суррогат, с которым Бокс изъездил все уголки земного шара, всё еще существует и чему радуются те, кто в своё время покупал у фарцовщиков винилы группы и внимал каждому звуку пластинки?
В конце концов
Хенсли, как человек написавший песни, обессмертившие Uriah Heep, имел больше прав на название - но он предпочел не дурить публику, а уйти в сольное плавание и не возвращаться к тому, что отмерло и уже не имело смысла. Так почему же Бокс не собрал группу под совершенно новым именем?
Uriah Heep стали известны благодаря песням Хенсли, спетым Байроном - эти двое и стали основой группы, без них все потуги Бокса и прочих были бы лишены смысла.
Нет
Байрона и Хенсли? Увольте, но это уже не Uriah Heep, а какая-то профанация и паразитирование на славном боевом прошлом.
И самое страшное заключается в том, что
Мик занимается этим уже очень-очень долго.

Мораль?

Золотой состав Uriah Heep так и остался навсегда в памяти меломанов - несмотря на позорные попытки Бокса перетянуть одеяло на себя.
Золотой состав Uriah Heep так и остался навсегда в памяти меломанов - несмотря на позорные попытки Бокса перетянуть одеяло на себя.

Uriah Heep - далеко не единственные музыканты, самостоятельно разрушившие свою карьеру. И Sweet думали, что справятся без Брайана Конноли, и Тони Айомми надеялся, что Black Sabbath вырулят без Осборна - а результат в итоге один и тот же: забвение, презрение - а потом реанимация трупа и бесконечный гастрольный чёс по всему миру на волне непрекращающейся ностальгии.
Что же до
Uriah Heep, то им следовало не поддаваться многочисленным соблазнам и слать Джерри Брона к чёртовой бабушке, ибо он выжал из них все соки - и выжимал бы по сей день, если бы классический состав не развалился на пике своих возможностей.
Думаю, что лучше всего выразил своё отношение ко всему этому
Кен Хенсли, который в одном из интервью на вопрос о том, что он думает о деятельности Бокса и его армии наёмников, ответил следующее:
-
При всем уважении к Мику Боксу, нынешний Uriah Heep я считаю кавер–группой - и не более того. Тем более что из оригинального состава (Дэвид Байрон, Гэри Тэйн, Мик Бокс, Кен Хенсли, Ли Керслейк) в ней остался только непотопляемый Мик, и этого явно недостаточно, чтобы эксплуатировать название группы. Как автор 90% хитов Uriah Heep, я тоже мог бы выступать под вывеской этого бэнда и зарабатывать втрое больше, но для меня это неприемлемо. Все-таки есть вещи важнее денег. Честь, например.
Кто бы спорил, Кен! Жаль только, что Бокс как не следовал твоему примеру - так и не собирается этого делать.
Светлая тебе память,
Хенсли. Ты хоть и был сложным человеком, однако же знал, что такое честь.

#uriah heep #дэвид байрон #кен хенсли #мик бокс #рок #музыка #хард-рок #ken hensley #юрай хип #ностальгия