Легендарные автобусы ЛиАЗ-677(М), знакомее кому-то как «луноходы», кому-то как «скотовозы» в наше время являются элементом технической ностальгии. Для кого-то это автобус детства, юности, молодости, среднего возраста, машина была настолько распространенной, что наравне с венгерскими «Икарусами» и львовскими ЛАЗами являлась символом эпохи, ныне уже можно сказать ушедшей. Поговаривают, что и в Арзамасе их уже практически не встретишь на линии, остались лишь такие города, где в массовом количестве работают автобусы ЛиАЗ-677(М) - Амурск Хабаровского края (в этом плане Хабаровский край место интересное, так как в краевом центре эксплуатируются трамваи модели РВЗ-6М2), Зеленогорск Красноярского края и город с красивым названием Александрия в Кировоградской области Украины.
На территории современной Украины «луноходы-скотовозы» работали практически во всех областных и крупных районных центрах, например, недавно я писал воспоминания об автобусах закарпатского города Мукачево, где ЛиАЗ-677(М) являлись единственным типом городского автобуса во времена СССР, были они и в областном центре Ужгороде, правда, там они работали совместно с венгерскими «Икарусами». Списывать автобусы ЛиАЗ-677(М) начали еще в конце 90-х, постепенно они стали покидать улицы украинских городов. Одним из первых городов, где попрощались с автобусами модели ЛиАЗ-677(М) стал западноукраинский город Львов, там ликинские машины покинули улицы в 2000 году. В столице Украины «луноходы» работали до 2004 года, в Черновцах до второй половины 2000-х годов, а в Одессе задержались до конца нулевых.
Последним городом на Украине, где в маршрутном движении остались «луноходы» является Александрия. По состоянию на 2019 год там работало шесть автобусов (по другим данным восемь) модели ЛиАЗ-677М, принадлежавшим двум частным перевозчикам. Машины были 1988-1991 годов выпуска, причем один из них с газобаллонным оборудованием. В 2019 году на улицах города попадались также такие раритеты, как ПАЗ-672 и ЛАЗ-695. Причина того, что ЛиАЗы-677М сохранились в городе кроется в политике местных властей, сделавших в свое время все, чтобы убрать с улиц маловместительные маршрутки. Перевозчики в городе имеют право использовать лишь большие автобусы, однако не все из них могли позволить приобрести новые автобусы, поэтому ряд местных предпринимателей выбрали для себя автобусы ЛиАЗ-677М, простые и неприхотливые в эксплуатации. Правда, для снижения расхода топлива часть из них перевели на газ, а также родную коробку-автомат заменили на механику, поменяли трансмиссию.
Постепенно автобусов ЛиАЗ-677М и в Александрии становится меньше, например, за последние годы несколько экземпляров были переданы в Киев и Запорожье для использования в качестве музейных.
По состоянию на 2021 год в базе «Фотобус» значится всего 5 александрийских автобусов ЛиАЗ-677М, принадлежащих двум частным автопредприятиям – Мищенко и Юнак. У первого на балансе оставалось три автобуса, причем на ходу всего один, у второго два – оба рабочих.
Благодаря тому, что город Александрия является последним местом Украины, где в маршрутном движении используются автобусы ЛиАЗ-677М, он до сих пор выступает в роли объекта паломничества транспортных фанатов и любителей прошлого, желающих прокатиться и полюбоваться раритетной техникой.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме транспорта:
Немного о мукачевском автобусе
ЗиУ-5250, автобус с троллейбусными корнями
Трамвайный вагон модели БКМ-802