На очереди в нашей рубрике о свежем кино ещё три достаточно громких премьеры - фильмы, которых определенно, ждали, и которые точно стоит посмотреть, хотя бы чтобы составить мнение. Два долгожданных продолжения - уже почти культовой линейки и подающей надежды франшизы и один фильм по красочной компьютерной игре с эксцентричными персонажами.
Судная ночь навсегда
Вышедший в 2013 году фильм "Судная ночь", спродюсированный Джейсоном Блумом, стал не единственным проектом студии Blumhouse, превратившимся в линейку, но линейка, открытая с подачи режиссера Джеймса ДеМонако, стала самой пока что долгоиграющей в истории студии. И, как и многие фильмы Blumhouse, первая часть стала кассовым феноменом - при бюджете в 3 миллиона фильм собрал около сотни в прокате. А дальше всё пошло как обычно - бюджеты росли, сборы падали вместе с рейтингами, но второй продюсер Майкл Бэй, как известно, своих не бросает, так что вселенная разрослась уже до шести фильмов.
Фильм и вся вселенная держится на весьма незамысловатой механике - авторы предлагают мир идеального будущего, в котором нет насилия за исключением одной единственной ночи, которая легализует любые преступления, и в которую предлагается, скажем так, сублимировать всю свою накопленную агрессию. При этом, конечно же, в фильме есть вполне ощутимая социальная канва, касающаяся расслоения и неравенства. И если в первом фильме это была просто органичная тематика непростого морального выбора, то в последующие части авторы стали проталкивать различные тренды и темы.
Менялся и масштаб - если первый фильм был весьма клаустрофобичной историей в замкнутом помещении, в котором случайно оказался чужак, чьей крови требовали злодеи с улицы, то в последующих мы видели куда больше уличных стычек. Новый фильм - второй в линейке, снятый не Джеймсом ДеМонако, довёл до абсолюта обе тенденции - здесь много социальных тем, как и полагается с 2020 года, и здесь есть достаточно широкий размах.
Итак, главные герои новой истории - Адела и Хуан - беженцы из Мексики, пытающиеся приспособиться к жизни в чужой стране. Если Адела пытается учить язык и готова принять новую жизнь, то Хуан куда менее охотно говорит на чужом языке, чем весьма раздражает сына босса - хозяина ранчо, на котором Хуан работает...ну как бы ковбоем. Однако, все эти конфликты становятся всё менее важными, ведь грядёт очередная судная ночь. В названии фильма неспроста фигурирует слово "навсегда" - дело не в бахвальстве Бэя, который не спешит спроваживать проекты на пенсию, дело в сюжетном твисте - эта ночь становится особенной, и тут опять же играет важную роль социальная тема.
Недовольные работники, считающие свои условия труда почти рабскими, решаются нанести удар по своим боссам, и среди таких повстанцев оказываются и коллеги Хуана. Пока Хуан с Аделой проводят ночь в безопасном убежище, сослуживцы Хуана проникают на ранчо и уже поутру наносят удар. С другой стороны, продолжение судной ночи поддерживают и радикальные группы, стремящиеся очистить страну от иммигрантов. Таким образом, Хуан и Адела, вернувшиеся к своим рабочим местам поутру, попадают под перекрестный огонь, встав на сторону тех, кто давал им работу. Вынужденные оказаться плечом к плечу представители разных слоев и культур, не только пытаются выжить в ужасном хаосе гражданской войны, но и находят точки соприкосновения и взаимной симпатии.
Как вы уже поняли, социальщины здесь и вправду много, и, повторюсь, это закономерно для 2021го. Но здесь есть и много достаточно масштабных и зрелищных сцен - всё же механика "Судной ночи" всегда таила в себе потенциал создания зрелищной истории, которые, как правило, свойственны лишь фильмам о толпах зомби. И если первым фильм напрягает, то второй фактор играет в плюс, и делает новую "Судную ночь", несмотря на все клише и второсортные ходы, годным зрелищем для больших экранов.
Оборотни внутри
Фильмы по играм, игры по фильмам. У нас была подборка фильмов, снятых для игроманов, на основе компьютерных игр, а недавно мы опубликовали список фильмов, в основу которых легла механика обычных игр "на свежем воздухе" - пряток, квестов и прочих весёлостей. Сегодняшняя картина находится где-то на стыке - официально фильм снят на основе компьютерной игры для шлема виртуальной реальности с тем же названием, и среди компаний, спродюсировавших "Оборотней..." числится разработчик Ubisoft, чей логотип знаком каждому геймеру. Однако, если разобраться, механика игры, и, соответственно, фильма, очень сильно напоминает карточную игру "Мафия", а вернее, это и есть та самая механика.
Но здесь не будет разговорного странного фильма про игру в "мафию" компанией людей с кучей взаимных претензий. Здесь будет история об оборотне в маленьком городке, где живет горстка людей...с кучей взаимных претензий.
Всё начинается с прибытия в маленький заснеженный городок Биверфилд рейнджера Финна, который пытается взять таймаут в запутанных отношениях со своей подругой, а потому соглашается на сомнительную ставку рейнджера - куратора строительства газопровода, который магнат Сэм Паркер пытается проложить через город. Это, сверх и без того громадья взаимных претензий и распрей, становится камнем преткновения - кто-то жаждет получить денег в компенсацию за потерю статуса "заповедного дикого уголка" и открыть свой магазин, а кто-то не желает уступать и подписывать контракт.
Финн, парень с довольно мягким характером, который и послужил причиной надрыва отношений с подругой, встречает в городе обаятельную девушку Сесиль, получившую тут недавно работу почтальона, и вместе они пытаются разобраться в запутанном клубке взаимоотношений. Пока мы знакомимся с эксцентричными персонажами, у одного из них пропадает собачка, и хозяйка уверена - это дело рук оборотня. Скоро город оказывается отрезан от цивилизации лавиной и снегопадом, кроме того электроэнергия выключается - кто-то испортил генераторы, и следы повреждений очень похожи на следы когтей огромного зверя...
Толпа разношерстных экзальтированных героев, среди которых парочка богатых дауншифтеров нетрадиционной ориентации, загадочная ученая, женщина, мечтающая открыть свою лавку и её муж, заглядывающийся на других женщин, вечно ссорящаяся пара реднеков и ещё несколько весёлых представителей земной расы, оказывается в одном домике, спасаясь от оборотня, которым они считают местного отшельника Эмерсона, когда происходит нападение, означающее лишь одно - оборотень среди присутствующих.
Конечно, игра "Оборотни внутри" - лишь предлог разыграть классический детектив в духе "Десяти негритят", нет, не столь мрачное, скорее в духе "8 женщин" или недавнего "Достать ножи" с примесью слешера "Я иду искать", ведь здесь жертвами, как правило становятся не с подачи оборотня - клубок интриг, тайн и взаимных претензий начинает с грохотом кататься по заснеженным улицам и разматываться под шумок охоты на зверя, оставляя тут и там кроваво-красные нити. Но из игры переехала визуально яркая канва, разнообразные персонажи, тема оборотня и черный юмор - этого здесь полно. Есть вполне годный для фильма этого уровня финальный твист, любовная линия, отсылки к Уолдену, много стёба и Гленн Флешлер, создавший удивительно органичный образ сурового отшельника-здоровяка.
Клаустрофобы. Лига выживших
Наш кинопрокат продолжает жить собственной жизнью, выдавая фильмам названия, мало отражающие их суть, пугая зрителей изначально провальными тайтлами и подсовывая малоизвестные фильмы в популярные линейки. С "Клаустрофобами" всё вообще сложно - переводчики, увидев успех первой части "Escape Room" Адами Робитела, стали использовать это название тут и там. Но ещё интереснее, откуда вообще взялась мысль называть фильм диагнозом фобического характера. В смысле, никто из персонажей фильма не страдает клаустрофобией и попутно мазохизмом, ввязываясь в квесты в замкнутых пространствах по своей воле. Оставим вопрос открытым.
Итак, несмотря на путаницу, именно эта картина является продолжением того самого фильма 2018 года, который повествовал о нескольких незнакомых людях, получивших приглашение на квест, оказавшийся жуткой игрой на выживание. Да, "Куб" и "Пила" никому не дают и, похоже, не дадут покоя, но так или иначе - первая часть действительно получилась довольно качественной и добротной - зубодробительные загадки, неплохой визуальный ряд, добротное качество продакшна, и, конечно, параноидная составляющая - если вы помните, в конце первой части героиня Тейлор Расселл понимает, что за всем стоит нехорошая корпорация зла, которую надо во что бы то ни было остановить.
Тейлор Расселл, которая, безусловно, стала одним из главных козырей фильма, перекочевала и во вторую часть, и её героиня Зои на пару со спасенным ею Беном, продолжает искать зацепки, чтобы найти и обезвредить плохих парней, постоянно чувствуя нависающую угрозу. Одним не таким уж и прекрасным, как окажется, вечером, Зои понимает, что паранойя её была не беспочвенной, когда они вместе с Беном с трудом выбираются из гостиничного номера и в попытках догнать подозрительного парня, оказываются в полупустом вагоне метро. Вагон скоро отделяется от состава, а все пассажиры оказываются не случайными попутчиками - каждый из них уже играл в жуткий квест корпорации Минос, и вышедши победителем, получил принудительное приглашение на новый забег.
Как бы герои ни сопротивлялись, они всё равно вынуждены играть в жестокие игры авторов квеста, теряя с каждым уровнем одного из членов команды. Знакомство в таких экстремальных условиях идёт неровно, и мы узнаём о персонажах по ходу всего фильма, а Зои пытается найти связь между задачками комнат и прошлым собравшихся людей, ведь каждая зацепка важна, когда оказываешься в столь сложных головоломках.
Головоломки и вправду сложные, авторы постарались, подключив и математику с логикой, и поиск знаков и тайные символы и физические активности с командной работой. Первый квест про вагон с поручнями под высоким напряжением и жетонами выглядит весьма недурно. В целом, качество загадок не упало, некоторые локации проработаны очень хорошо, но что-то в плане визуального ряда фильм потерял - вау-эффекта уровня сцены с заледеневшим прудом из первой части тут нет.
Поведение персонажей и логика местами проседает, финал же готовит твист с попыткой выхода на новый уровень, очень напоминающий подобное решение из "Пилы" (поймете, о чем речь), и немного надуманный, но, в целом, годный. Тейлор Расселл почему-то уже не так украшает фильм, но к игре актеров особых претензий нет. "Лига выживших", как и "Судная ночь навсегда" получился хорошим поводом сходить в кинотеатр - на большом экране все эти квеструмы выглядят зрелищно, динамики тоже хватает, так что удовольствие получить есть от чего, несмотря на то, что фильм откровенно слабее первой части. Ну а если вы фанат "Куба" и "Пилы", квест-комнат и разнообразных головоломок, то фильм точно ваш.
Ещё в Телеужин:
ПромеЖУТочные итоги - лучшие фильмы ужасов первой половины 2021
Инфлюенсеры - 13 самых влиятельных хорроров в истории кино
Ещё свежее кино - три недавних достойных крепких ужастика
Три отличных изобретательных фильма ужасов в новом выпуске "Три пропущенных"
10 отечественных фильмов ужасов, которые смотрят и ценят за рубежом