Найти в Дзене
Интересная история

Подвиг советских летчиков в небе над Берлином, которым восхищались даже на западе

Оглавление

История авиации знает множество случаев, когда летчики до последнего пытались спасти терпящую крушение машину и уводили свои самолеты подальше от густонаселенных районов поселений, шоссе и т.д. Зачастую, они спасали других ценой своих жизней, хотя имели возможность выпрыгнуть с парашютом и жить. Были такие случаи и в СССР. Пожалуй, одно из самых ярких подобных происшествий случилось 6 апреля 1966 года.

В этот день советские летчики должны были перегнать несколько самолетов Як-28 из немецкого аэродрома у городка Эберсвальде в другое место.

Руководить этим должен был Борис Владиславович Капустин и штурман Юрий Николаевич Янов. Лететь предстояло совсем недалеко, примерно полчаса по времени, и никакой сложности предстоящая операция не представляла, однако неудачи посыпались на ее участников с самого начала. Сперва в той местности стояла нелетная погода, вылет постоянно откладывался, и машины поднялись в небо с большим опозданием, уже далеко за полдень. Потом, когда самолеты набрали высоту в 4 тысячи метров, на машине ведущего, то есть Бориса Капустина, возникли неполадки.

ЯК-28
ЯК-28

У Як-28 с командиром и штурманом на борту разом отказали оба двигателя, и он стал быстро терять высоту. Машина начала резкое снижение, курс был потерян. О неполадках Капустин и Янов сообщили на землю, и оттуда пришел строгий приказ – покинуть машину. Однако внизу летчики видели город Берлин. Катапультируйся они над ним, и машина рухнула бы прямо на здания, несомненно погубив массу народа (взрыв, как считают, был бы большим, так как машина шла с полными топливными баками). Летчики разглядели впереди небольшой лесок, и решили направить Як-28 туда, но уже вскоре стало понятно, что это не лес и не парк, а кладбище, где по случаю католической Пасхи, которая должна была наступить 10 апреля, собрались сотни жители западной части Берлина. Как назло, в этот момент у самолета отказало переговорное устройство, и всякая связь с землей была потеряна, дальше пришлось ориентироваться исключительно с помощью зрения.

Капустин и Янов отвели все продолжавший снижаться самолет от кладбища.

Впереди они разглядели большой водоем и решили попытаться приводнить Як-28 на его поверхность.

Летчики направились в ту сторону из последних сил и возможностей машины. В какой-то момент неожиданно по курсу их самолета показалось шоссе – то была большая оживленная трасса, проходящая по дамбе озера. Столкновение с дамбой было практически неминуемо. Капустин дернул рычаг управления самолетом и машина как бы «перевалила» через дамбу. Это спасло людей, находившихся на шоссе, но данный маневр погасил последнюю скорость Як-28, и после прохода трассы машина камнем, практически вертикально рухнула в воду.

Как потом выяснилось, катастрофа произошла в секторе Берлина, за который отвечали британцы, а конкретно на озере Штессензее.

Примечательно, что англичане сразу же подтянули к месту аварии весьма значительные силы, однако все равно оперативно достать самолет из воды не получилось. Погибших советских летчиков вытащили лишь на вторые сутки, а сам самолет пришлось распилить и достать по частям.

Считается, что попутно британцы добыли советские средства распознавания, из-за чего потом Советскому Союзу пришлось проделывать колоссальную работу по их замене на всех военных самолетах. Что же касается самого СССР, то первоначально советские специалисты искали Як-28 Капустина на своей территории, и только потом узнали о реальном месте падения самолета.

Спустя 2 дня, 8 апреля 1966 года, британская сторона торжественно передала погибших Капустина и Янова советской стороне. Надо отметить, что это был тот редкий случай, когда подвигом летчиков, спасших жителей Берлина, восхищались все.

Весь этот инцидент получил широкую огласку не только в СССР, но также и в Британии и других странах западной Европы, которые были противниками Советского Союза в Холодной войне.

На похоронах Капустина и Янова присутствовали представители всех ведущих европейских стран. Ну а на самом месте катастрофы в честь летчиков была установлена памятная табличка, к которой в момент открытия пришли тысячи простых немцев. В 2005 году на месте аварии власти Германии поставила обелиск всем жертвам Холодной войны, где указали, что конкретно Капустин и Янов отдали свои жизни за то, чтобы жили другие.

-2

Ставьте лайк, если вы тоже восхищены подвигом летчиков. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации.