Признаться, уже сбились со счета, в который раз уже власть пытается продавить драконовские законодательные инициативы и надеть на СМИ смирительную рубашку. В преддверии заседания нового парламента старый в лице фракции власти инициировал внеочередное заседание, в числе вопросов повестки которого криминализация оскорбления.
ВЫПОЛНИТ ЛИ НА ЭТОТ РАЗ СВОИ ПРЯМЫЕ ОБЯЗАННОСТИ президент Армен Саркисян, задумается ли, прежде чем подписывать закон, угрожающий свободе слова, и направит ли его в Конституционный суд? Сказать трудно, но скепсис все же превалирует. Заметим сразу: мы отнюдь не ратуем за оскорбления и возможность использования прессы в качестве забора. Дело в другом. В криминализации деяния, декриминализированного почти 12 лет назад. Причем в том числе с подачи тех же активистов, общественников, журналистов, которые сегодня, став представителями власти, теперь уже ратуют за криминализацию оскорбления. И не просто ратуют, но и представляют многочисленные и разнообразные законодательные инициативы, защищающие власть от критики и повышающие размеры штрафов так, что от удивления округляются глаза даже у евроэкспертов.
Дело еще и в том (и, пожалуй, это самое важное), что проект, который представили депутаты фракции власти, написан таким образом, что под уголовную статью можно будет подвести использование любого не понравившегося слова. Об этом чуть позже.
А прежде заметим, что в качестве обоснования для своей инициативы авторы указывают правовую позицию, представленную в решении КС относительно результатов парламентских выборов от 17 июля. В нем, в частности, отмечается, что "КС видит необходимость" в том, чтобы "политическое большинство предприняло действенные меры для исключения в политической речи лексики ненависти, насилия, проявлений поведения и слов, вызывающих подозрения в оскорблении и унижении достоинства".
Пожалуй, трудно припомнить за последние три года подобной прыти от власти, чтобы, увидев проблему у граждан, она бросилась тут же решать ее – будь то на уровне законодательства, будь то на уровне исполнительной власти. Но очевидно, что в данном случае вопрос касается именно представителей власти, очень не любящих, когда их критикуют. Заметьте, именно критикуют (речь не об оскорблении, что неприемлемо).
ВОТ И РОДИЛИ НА СКОРУЮ РУКУ ПРОЕКТ, ПОД КОТОРЫЙ можно подогнать что угодно. Поскольку проект статьи 137.1 УК РА под названием "Тяжкое оскорбление" предполагает, что под нанесением человеку тяжкого оскорбления следует понимать брань или оскорбление крайне непристойным образом. И все! Хотя один из авторов проекта, председатель государственно-правовой комиссии Владимир Варданян, в ходе представления документа пытался выдать, что речь идет о матерных словах. Но в проекте нет ни слова об этом, там лишь говорится о брани и оскорблении крайне непристойным образом. Это, кстати, заметил также депутат фракции власти, юрист Николай Багдасарян, настаивавший, что закон мертворожденный. Поскольку, по его словам, в УК на данный момент нет определения словам "ругань, брань", а в этом проекте его авторы спутали брань и матерные слова. Впрочем, путаница по незнанию или преднамеренно образовалась не только у депутатов, но даже и у представителей Минюста, не дифференцирующих брань и мат.
Более того, непонятно, кто будет решать, сказанное является оскорблением крайне непристойным образом или нет. "У нас нет такого вида экспертизы и, соответственно, такой методологии", - заявил Багдасарян. Так что, учитывая правовую неопределенность, непонятно, чем будут руководствоваться правоохранители и судьи. А может, наоборот, все предельно ясно: правоохранители будут руководствоваться мерой собственной образованности, личными пристрастиями и… указаниями сверху.
Землепродавец, предатель, капитулянт, бездарь, идиотка, грабитель, убийца, реваншист… Перечень можно продолжить. Подходят ли эти слова под данную статью, поинтересовалась Софья Овсепян, посоветовав не злить общественность и отказаться от этого мертворожденного закона. В конце концов, если люди захотят, то размалюют так, что вы не сможете подвести их ни под какую статью, уверена она. Впрочем, учитывая диктаторские замашки власти, вряд ли стоит быть столь уверенными в этом. Статья-то может реальностью не стать, смотря, какой судья попадется, "скулящий" или нет (кстати, интересно, это будет рассматриваться как оскорбление?), но кровь серьезно попортить реально может. Ведь очевидно же, что часто объективную критику СМИ должностные лица и различные политические деятели воспринимают как оскорбление и клевету и пытаются отомстить через суды. И теперь предлагаемая этим дополнением уголовная ответственность (от штрафов вплоть до лишения свободы) может стать инструментом должностных лиц в стремлении избежать острой критики, чтобы свести к минимуму свою подотчетность общественности.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО САМ АВТОР ВЛАДИМИР ВАРДАНЯН также признал, что законопроект может вызвать множество вопросов и внутри страны, и за ее пределами. В качестве железобетонного аргумента он привел желание воспитать общество, призвав каждого ответить на вопрос: мы хотим положить конец всей этой вакханалии оскорблений или постоянно иметь криминогенные явления и превратиться в страну, находящуюся на уровне линчевания?
Желательно, чтобы Варданян сам ответил на свой же вопрос, но прежде, положа руку на сердце, сказал: когда и с кого началась эта вакханалия мата и бранных слов, ненормативной лексики (грубейших вульгарных выражений, не принятых в приличном цивилизованном обществе слов) и кто потакал и потакает разгулу грубости и пошлости. А также ответил бы на вопрос, почему озвученные Пашиняном в адрес оппонентов разнообразные вульгаризмы и оскорбления они называют политическими заявлениями, а на ответ обижаются настолько, что придумывают подобную "универсальную" статью, под которую можно подогнать кого и что угодно?
Аревик ЧИЛИНГАРЯН
https://golosarmenii.am/article/125033/nepristojno-rozhdaetsya-nepristojnyj-drakon-na-gorle-smi