Данная статья написана ярым поклонником серии игр Resident Evil, поэтому описываемая проблема является очень личной. Несмотря на всё, автор старался воздерживаться от чрезмерных эмоциональных выплесков и сконцентрироваться на аргументированном изложении своего мнения.
В конце 90-х фильмы про зомби была, мягко говоря, в шатком положении - достойных картин не выходило от слова совсем, классик жанра Джордж Ромеро и вовсе ничего не снимал, а до выхода лучшей ленты про плотоядных мертвецов "Рассвета мертвецов" Зака Снайдера (о фильме я писал тут) оставалось ещё несколько лет. Параллельно с этим стремительно развивающаяся индустрия развлечений под названием "видеоигры" перешла на полноценное 3D и представила миру в 1996 году творение под названием Resident Evil (в оригинальном японском варианте она называлась Biohazard). Буквально за несколько последующих лет вышло два продолжения, и вся старая трилогия считается несменной классикой, а сама франшиза хорошо здравствует и поныне.
И тогда киноделы, само собой, загорелись экранизировать успешные проекты, которые были на слуху. За дело даже взялся старина Ромеро, так как видел, что один из его внуков играет в самую первую часть и концепция ему дико понравилась. Даже был готов скрипт, который при желании можно найти в Интернете, и предложен продюсерам, но вдруг выяснилось, что режиссёр не играл в игру от слова совсем.
Зато лично за приставку садился никто иной, как сам Пол Андерсон (не путать с Полом Томасом Андерсоном), уже набивший руку на постановке фильма по серии игр Mortal Kombat. Выбор пал на него, и этот судьбоносный момент в дальнейшем очень сильно отразится на серии экранизаций, которые в какой-то момент свернут не туда...
Первый фильм "Обитель зла" был достаточно вольной интерпретацией видеоигры - особняку, который был главным местом действий первой части игры, уделили буквально первые 10 минут, сконцентрировавшись на событиях в подземной лаборатории. На главную роль взяли Милу Йовович (не менее судьбоносный момент), которая сыграла некую Элис. И она, и все другие персонажи, и весь - абсолютная отсебятина авторов, и, как ни странно, это идет картине только на пользу. Зритель в лице фаната серии может смотреть фильм как обычный человек, не предугадывая сюжетные моменты и злясь, если что-то из игры перенесли не так. Первый "Обитель зла" является вполне оригинальным проектом, который с точки зрения жанровой составляющей выполняет всё на твердую "5+" - тут есть и саспенс, и расчлененка, и юмор и даже экшен не выглядит слишком вычурным. Если на сюжет игры Андерсон плевал с высокой колокольни, то атмосферу и дух ему перенести удалось успешно. Чего не скажешь о последующих фильмах.
В продолжении, которое не заставило себя долго ждать, в этот раз решили обратиться к первоисточнику. Только базисным стал не сиквел, а третья часть серии игры под названием Resident Evil 3: Nemesis, которая популярна своим одним из самых культовых злодеев за всю истории киноиндустрии. По всей видимости, именно это и привлекло Андерсона, который решил не только перенести монстра, но и одну из главных героинь Джилл Валентайн (Сиенна Гиллори), а также её компаньона Карлоса Оливейру (Одед Фер). События теперь же происходили в умирающей городе Ракун-Сити, который постепенно стал кишить мертвецами.
Ещё один отличительный момент - постановкой картины занимался не сам Андерсон, а его коллега по цеху Александр Уитт, и это будет первый и последний полнометражный проект в его карьере в качестве главного режиссёра. Несмотря на это, наличие приличного опыта в киноиндустрии позволило ему сделать достойную постановку экранизации, где и напряжение есть, и герои интересные, и зомби предостаточно. При этом изюминку фильма в лице неубиваемого Немезиса слили очень глупо и странно - весь ореол таинственности злодея исчезает, заменив всё это сопливой драмой, которая оказалось фильму пятым колесом (и при наличии драматической линии, связанной с отцом и дочерью). Увы, это последняя достойная часть франшизы, потому что дальше будет то, что трудно написать приличным словом.
Третий фильм, вышедший в 2007, выглядит так, будто у создателей закончились деньги, и они решили уехать куда-то в пустыню, прихватить с ближайшей мусорки ненужные декорации и снимать на их фоне. Идея превратить экранизации в постапокалиптический жанр выглядит и звучит как крайне провальная, потому что этим они ограничили сами себя. И пока оставшиеся после Ракун-Сити герои один за другим умирают, героиня Милы Йовович превратилась в даму со сверхъестественными способностями. Конечно, зомби сами по себе фантастические создания, но подобные фэнтезийные черты превращают действие в откровенный балаган.
Именно таким и оказалась четвертая часть франшизы - "Матрицей" во вселенной знаменитой серии игры, какой её и планировал сделать Андерсон ещё со времен создания первого фильма. То был 2010 год, режиссёр и исполнительница главной роли обручились, и, в принципе, этот сериал можно было назвать "Приключения моей жены", но доить игры авторы не перестали, решив использовать просто отвратительный фан-сервис в лице культовых героев из оригинала, которые оказались участниками этого цирка.
Иронично, что сама серия игр тоже свернула в сторону чрезмерного эпика, экшена и вообще была сама не своя. Так и жили - пока игры заимствовали у фильмов элемента жанра боевиков, последние, в свою очередь, наглым образом брали монстров и разновидностей зомби. Так из "Resident Evil 5" в четвертый фильм перекочевал огромный мужчина с молотом. Зачем и почему - не ясно. На фоне такого безобразия даже сюжетный поворот с Немезисом из сиквела смотрится не таким странным, а вполне логичным и обоснованным. В дальнейшем, конечно, пятую часть ещё процитируют, но лучше бы они этого не делали...
Единственной отдушиной являлся крайне харизматичный персонаж Вескер (Шон Робертс), который органично вписывался в царящую на экране вакханалию. Но к последнему фильму и этого стало мало - авторы стали без зазрения совести брать целые сюжетные элементы из игры для объяснения тех или иных событий, и выглядело это как попытка натянуть сову на глобус. Даже с точки зрения обычного зрителя это больше похоже на то, словно когда очень долго жуешь пищу и вдруг в ней замечаешь какой-то привкус, который затем тут же пропадает. Так же и здесь: это выглядит крайне неуместными попытками оправдать бездарную историю, которая стала пародией самой себя, ведь понятное дело, ради чего снимают очередную часть - перестрелки и сражения с монстрами. А про героев, которые то умирают, то воскресают, то клонируются и говорить нечего - это уже даже не цирк, это клиника...
В сентябре этого года должна выйти новая адаптация видеоигры - за 1,5-2 часа экранного времени нам вновь покажут, как умирает славный городок Раккун-Сити из-за безалаберности местной фармацевтической компании. Наличие просто огромного количества героев из игр, а также кошмарное реноме главного постановщика Йоханнеса Робертса не внушает ничего хорошего - в первом случае весь сюжет рискует превратиться в один сплошной фан-сервис, а не внятную и интересную историю, а во втором надеяться на качественную реализацию проекта удается с трудом, если её доверяют неумелому ремесленнику. А сериал про дочерей Вескера, где самого героя играет хоть и харизматичный, но чернокожий актер - это уже какие-то пляски на костях. Смотреть на кино- и сериальные адаптации этой славной серии больно и обидно. Обидно ещё и потому, что сами разработчики игры поняли свои косяки и отчасти вернули серию к истокам жанра - хоррору, при которой даже экшен-составляющая выглядит органично. В кино подобные вещи мы увидим ещё не скоро, если вообще дождемся.