Найти тему
169,6K подписчиков

Как перестать быть женщиной, которую постоянно оценивают и обесценивают

5,5K прочитали
Многие жалуются на то, что постоянно становятся объектом чужих оценок, обсуждений и осуждений. Как бороться с этой напастью и не утонуть в море негатива?

Многие жалуются на то, что постоянно становятся объектом чужих оценок, обсуждений и осуждений. Как бороться с этой напастью и не утонуть в море негатива?

Отнять у «мимокрокодилов» право на оценку

Недавно я наткнулась на статью, где обсуждались недостатки внешности женщин за сорок (хотя в этом случае возраст можно подставить любой, дело не в нем). Там были несколько пляжных фотографий обычных женщин, и едкие подписи к ним, из которых самым приличным было что-то про сухофрукты. Комментаторы вели себя так, как будто они пришли в ресторан и заказали самое дорогое блюдо, а их бессовестно обманули. Они были так уверены в своем праве оценивать, что у меня даже глаза на лоб полезли – это надо же, насколько люди уверены, что все происходящее – для них.

В конце концов, женщины пришли загорать, а не на конкурс красоты. Эти тела им нужны для того, чтобы плавать, нежиться на солнышке, есть кукурузу, кожей почувствовать ласковую водичку, вдыхать особый морской воздух. А не для того, чтобы развлекать каких-то «мимокрокодилов» бесплатно.

Когда я понимаю, что кто-то оценивает меня, я сразу спрашиваю себя: а для кого это тело, этот текст, этот наряд? Если я делаю что-то для другого человека, для заказчика, например, он имеет право на оценку. Если я делаю что-то для себя (например, мое тело существует для меня, а не для других), то на оценку имею право только я. И сверяться я буду именно с этой внутренней оценкой, не разбазаривая себя на тех, кто не дал мне ни рубля, ни доброго слова.

Понять, что не существует достижений без свободы выбора

Однако самый противный обвиняющий голос – это всегда свой собственный голос.

Последнее время я все чаще слышу на разные лады: «А что, если я не хочу быть карьеристкой?» или «Люди уже устали от достигаторства». Появляется все больше групп типа «щастьебытьзамужем» или «щастьематеринства», где женщины жалуются друг другу на тяготы брака и ухода за маленькими детьми. Мне кажется, что все это проявление протеста против повальной моды на успех и неуязвимость, где за человеком не признают права делать что-то плохо или не делать никак.

Если лошади пригрозить кнутом или превращением в конскую колбасу, то можно ли считать тот факт, что она станет бегать более резво, ее личным успехом? Если рабы хорошо работают на плантациях хозяина под присмотром сурового надсмотрщика, можно ли вообще говорить о достижениях? Если потерпевший кораблекрушение сумел проплыть десять километров в холодной воде, можем ли мы считать, что он, наконец, нашел для себя правильную мотивацию?

Говорить о достижениях можно только там, где у человека есть право отказаться. Не бегать, не плавать, не делать вообще никакой карьеры, в конце концов. Не худеть, не быть красивой, не быть идеальной мамой. Вообще мамой не быть. Не участвовать в соревновании, на которое он не подписывался. Умение признать это право за собой и другими и есть основа для настоящего успеха, а не его имитации, которая на самом деле является бегом белки в колесе.

Отпустить чужое и перестать держаться за «не тех»

Когда человек старается понравиться абсолютно всем, даже тем, кому изначально он не очень-то и нужен, он отнимает свое время и внимание у тех, кто изначально был настроен к нему позитивно. В результате усилий он вкладывает больше, а результата получает меньше.

Если бы мы увидели на базаре хозяйку, которая покупает гнилые яблоки, две трети которых придется выбросить, а остальные пустить на переработку, мы были бы весьма удивлены ее логикой. Да, в мире есть гнилые яблоки, и люди, которые считают нас некрасивыми неталантливыми выскочками без будущего. И что? Эти люди имеют право жить, радоваться и даже высказывать свое неприятное мнение, незачем их переубеждать. Главное, чтобы они не стояли рядом и не загораживали при этом людей, которые нас ценят и любят.