Найти тему

Что для тебя "призвание"?

Для начала затрону теоретический обзор этого понятия. А далее приглашаю вас ответить на этот вопрос))

Само понятие призвания появилось как идея, способная помочь человеку сориентироваться в огромном потоке информации и в том количестве возможно-стей, которые предоставляет современный мир, и в то же время способная напра-вить человека на его жизненном пути, связать его с жизнью. Для многих людей идея призвания очень актуальна на протяжении всей их жизни. Существующие попытки систематизировать концепции жизненного призвания выделяют не-сколько основных идей:

- призвание, как божественное указание, что считается классическим под-ходом, в основе которого идея о божественной детерминированности человече-ского предназначения;

- призвание, выраженное в отношении к профессии, с нацеленностью на получение определенной отдачи в виде карьеры и материальных благ;

- призвание как трансцендентный вызов, как призыв к выполнению жиз-ненной задачи, определенной извне;

- призвание как моральный долг, или неоклассический подход, основанный на убеждениях человека о том, что он соответствует определенной работе;

- призвание как страсть к занятию;

- призвание как переживание, описывается как временные психические со-стояния, придающие смысл деятельности, и воспринимаемые как откровение извне, здесь есть связь переживания призвания как духовного или мистического опыта (Белобородова, 2017б).

Говоря о призвании, в первую очередь его связывают с профессиональной деятельностью человека, с его реализацией через труд, а также с его удовлетво-ренностью выбранной трудовой деятельности и эмоциональной приверженно-стью к своей работе.

Призвание - это тип смысла, который люди придают своей работе; цель, связанная с карьерой, которая может сохраняться в течение всех переходов на работу, и которая может помочь людям определить, кто они такие, обеспечивая чувство непрерывности, смысла и направления.

В существующих эмпирических и теоретических работах существует не-сколько различных подходов к пониманию призвания. Часть подходов относят призвание только к конкретной профессии, а другие расширяют понимание при-звания до жизненных смыслов и целей. Современные определения призва-ния часто включают компонент смысла или цели, они, как правило, опи-сывают конструкцию как внутреннее побуждение к самоактуализации и реали-зации. Например, С.Р. Добров и Дж. Тости-Харас (Dobrow and Tosti-Kharas, 2011) определяют призвание как "потребляющий, значимый опыт страсти людей к предмету" (р. 1005), а Холл и Ченлер (Hall, Chandler, 2005) опиcывают призва-ние как "работу, которую человек воспринимает как собственную цель в жизни” (р. 10). Другие ученые придерживаются ”промежуточной" точки зрения и опре-деляют призвание как целенаправленную/осмысленную работу с просоциаль-ными мотивациями, но без потребности во внешнем источнике или источнике вызова (Elangovan et al., 2010, p. 430). В данном исследовании нас интересуют различия в ощущениях своей жизни и работы у людей, которые понимают при-звание, как профессию, или же, как жизнь в целом.

Наличие призвания подразумевает осознание пути, который приведет лич-ность к значимому и полноценному чувству самоактуализации. Это предполагает чувство страсти к какой-то области (Dobrow & Tosti-Kharas, 2011), трансцендент-ное призвание преследовать конкретную деятельность, которая придаёт смысл и ценна для других или для большего блага (Dik & Duffy, 2009).

В связи с феноменом призвания уместно использовать понятие «дело жизни» как предназначение человека, которое человек должен реализовать, или миссия. Движение по пути реализации своего призвания, по сути, должно яв-ляться основой духовного развития отдельного человека и человечества в целом. Правильно будет сказать, что одно из пониманий призвания – это запрос мира к человеку, определенный извне, и не зависящий от выбора и желания самого че-ловека, от выполнения которого зависит исполненность жизни и, если опираться на опыт, то и удовлетворенность ей.

Как смысл жизни, предназначение каждого человека в жизни индивиду-ально. Для реализации дела жизни требуется высокая степень развития возмож-ностей и способностей человека (акме). Для человека, который смог определить свое призвание, оно может стать определяющим все его жизненные цели, и наполнить все содержание жизни. При успешной реализации своего предназна-чения человек оставляет в своей жизни соответствующий духовный «след», в то время, как о человеке, не нашедшем свое дело жизни, можно сказать, что он ведет лишь биологическое существование, не оставляя в своем мире духовного «следа» (Ткаченко, 2004).

Характеризующими свойствами призвания можно выделить способность помогать создавать смысловые, а в некоторых случаях и нравственные ориен-тиры и ставить краткосрочные цели, при рассмотрении связи со смыслом жизни дело жизни оказывается направленным на его реализацию и воплощение, в то время как смысл жизни можно определить, как то, что связывает дело жизни с человеком, то есть психологическим смыслом дела жизни. Не обязательно этот смысл связан с той пользой, которую человек приносит другим людям, он может быть субъективно значимым.

Пользуясь предложенной В. Франклом классификацией жизненных ценно-стей, приводящих к смыслу, и предположив, что эти ценности могут пережи-ваться через призвание, или дело жизни, мы можем выделить несколько различ-ных выражений (вариантов, градаций) дела жизни:

А) Творческое дело жизни, которое в первую очередь может быть реализо-вано через профессиональную деятельность.

Б) Дело переживания – это связано с проживанием человеком собственно своей жизни, отношений, семейных ценностей,

В) Неделание – это занятие позиции по отношению к неизбежному, или от-каз от выполнения деструктивных действий. (Ткаченко, 2004).

В психологии предназначение или дело жизни является важным смыслооб-разующим фактором, способным определить направления внешней ориентации духовной активности человека в достижении вершин своего профессионального

и нравственного развития и обретении гармоничного состояния, способствую-щего эффективной и исполненной жизни.

Вовлеченность человека в избранный им вид деятельности, которая демон-стрирует состояние нахождения в призвании, является важнейшим условием эф-фективного осуществления этой деятельности, а также достижения человеком высокого профессионализма. Хорошим примером здесь являются творчески ода-ренные люди, сумевшие актуализировать свой творческий потенциал, присущий всем людям и предстающий, как родовая характеристика человека (Мелик-Па-шаев, 2016).

Можно выделить три типа отношения к своей профессиональной деятель-ности у людей, имеющих сходный уровень ценностно-эмоциональной вовлечен-ности в свою деятельность, но имеющих различия по качеству осмысленности и пониманию содержательной ценности выбранной ими деятельности, а также собственной роли в его реализации и соотнесением с общим контекстом жизни.

Первый тип включает выбор профессии, учитывающий в первую очередь ее престиж и то, какие потенциальные возможности улучшения жизненных усло-вий, повышения социального положения и прочих атрибутов «престижной» про-фессии сулит этот выбор. Это «поверхностно-специализированный» тип профес-сионалов. Приоритетными целями достижения в этом случае являются социаль-ные достижения и обладание материальными ценностями, а движущей силой – эгоистические устремления. В этом случае мы можем наблюдать стагнацию и даже регресс профессионального развития, и такой выбор не может способство-вать формированию высших жизненных смыслов.

Для второго типа характерна фокусировка всех жизненных устремлений только на профессиональной деятельности. Такой человек, проявляя истинную увлеченность своей деятельностью, и не ставящий во главе своих целей престиж или обогащение, при этом не проявляет интереса ни к каким аспектам жизни, кроме профессиональных, выпадает из отношений с миром, что может приводить к проблемам с социумом и собственным здоровьем. Смысл жизни упрощается и приобретает узконаправленную структуру, подавляющую все прочие жизненные

ориентации.

Третий тип демонстрирует гармоничное распределение внимания и своих жизненных устремлений между профессиональной деятельностью и прочими сферами жизни. Это человек, который способен с одной стороны осмысленно и ответственно относиться к своему труду, вкладывая в развитие и в эффективную трудовую деятельность весь свой профессиональный потенциал и ориентируясь в своих решениях на запросы действительности и объективную оценку своих собственных возможностей по отношению к этим запросам. Здесь наряду с вы-соким мастерством и компетентностью присутствует открытость новому опыту, обучению, гибкость и адаптивность, а также можно наблюдать надситуативную активность, направленную на самореализацию и саморазвитие. Также важным во взгляде на призвание является опыт крайней степени увлеченности, сопровож-дающейся переживанием состояния потока (Завалишина, 2004).

В современном обществе, где человек вынужден поддерживать определен-ный уровень жизни, включаясь в систему разделения труда, это приводит к тому, что значительная часть людей пытаются связать свою трудовую деятельность со своим призванием. В случае, когда не удается найти свое призвание в професси-ональной деятельности, то он начинает искать его в других сферах жизни.

1.3 Понятие призвания в религиозных традициях мира

Само понятие призвания появилось как идея, способная помочь человеку сориентироваться в огромном потоке информации и в том количестве возможностей, которые предоставляет современный мир, и в то же время способная направить человека на его жизненном пути, связать его с жизнью. Для многих людей идея призвания очень актуальна на протяжении всей их жизни. Существующие попытки систематизировать концепции жизненного призвания выделяют не-сколько основных идей:

- призвание, как божественное указание, что считается классическим под-ходом, в основе которого идея о божественной детерминированности человеческого предназначения;

- призвание, выраженное в отношении к профессии, с нацеленностью на получение определенной отдачи в виде карьеры и материальных благ;

- призвание как трансцендентный вызов, как призыв к выполнению жизненной задачи, определенной извне;

- призвание как моральный долг, или неоклассический подход, основанный на убеждениях человека о том, что он соответствует определенной работе;

- призвание как страсть к занятию;

- призвание как переживание, описывается как временные психические со-стояния, придающие смысл деятельности, и воспринимаемые как откровение извне, здесь есть связь переживания призвания как духовного или мистического опыта (Белобородова, 2017б).

Говоря о призвании, в первую очередь его связывают с профессиональной деятельностью человека, с его реализацией через труд, а также с его удовлетворенностью выбранной трудовой деятельности и эмоциональной приверженностью к своей работе.

Призвание - это тип смысла, который люди придают своей работе; цель, связанная с карьерой, которая может сохраняться в течение всех переходов на работу, и которая может помочь людям определить, кто они такие, обеспечивая чувство непрерывности, смысла и направления.

В существующих эмпирических и теоретических работах существует не-сколько различных подходов к пониманию призвания. Часть подходов относят призвание только к конкретной профессии, а другие расширяют понимание при-звания до жизненных смыслов и целей. Современные определения призвания часто включают компонент смысла или цели, они, как правило, описывают конструкцию как внутреннее побуждение к самоактуализации и реализации. Например, С.Р. Добров и Дж. Тости-Харас (Dobrow and Tosti-Kharas, 2011) определяют призвание как "потребляющий, значимый опыт страсти людей к предмету" (р. 1005), а Холл и Ченлер (Hall, Chandler, 2005) опиcывают призвание как "работу, которую человек воспринимает как собственную цель в жизни” (р. 10). Другие ученые придерживаются ”промежуточной" точки зрения и определяют призвание как целенаправленную/осмысленную работу с просоциальными мотивациями, но без потребности во внешнем источнике или источнике вызова (Elangovan et al., 2010, p. 430). В данном исследовании нас интересуют различия в ощущениях своей жизни и работы у людей, которые понимают при-звание, как профессию, или же, как жизнь в целом.

Наличие призвания подразумевает осознание пути, который приведет личность к значимому и полноценному чувству самоактуализации. Это предполагает чувство страсти к какой-то области (Dobrow & Tosti-Kharas, 2011), трансцендентное призвание преследовать конкретную деятельность, которая придаёт смысл и ценна для других или для большего блага (Dik & Duffy, 2009).

В связи с феноменом призвания уместно использовать понятие «дело жизни» как предназначение человека, которое человек должен реализовать, или миссия. Движение по пути реализации своего призвания, по сути, должно являться основой духовного развития отдельного человека и человечества в целом. Правильно будет сказать, что одно из пониманий призвания – это запрос мира к человеку, определенный извне, и не зависящий от выбора и желания самого человека, от выполнения которого зависит исполненность жизни и, если опираться на опыт, то и удовлетворенность ей.

Как смысл жизни, предназначение каждого человека в жизни индивидуально. Для реализации дела жизни требуется высокая степень развития возможностей и способностей человека (акме). Для человека, который смог определить свое призвание, оно может стать определяющим все его жизненные цели, и наполнить все содержание жизни. При успешной реализации своего предназначения человек оставляет в своей жизни соответствующий духовный «след», в то время, как о человеке, не нашедшем свое дело жизни, можно сказать, что он ведет лишь биологическое существование, не оставляя в своем мире духовного «следа» (Ткаченко, 2004).

Характеризующими свойствами призвания можно выделить способность помогать создавать смысловые, а в некоторых случаях и нравственные ориентиры и ставить краткосрочные цели, при рассмотрении связи со смыслом жизни дело жизни оказывается направленным на его реализацию и воплощение, в то время как смысл жизни можно определить, как то, что связывает дело жизни с человеком, то есть психологическим смыслом дела жизни. Не обязательно этот смысл связан с той пользой, которую человек приносит другим людям, он может быть субъективно значимым.

Пользуясь предложенной В. Франклом классификацией жизненных ценностей, приводящих к смыслу, и предположив, что эти ценности могут переживаться через призвание, или дело жизни, мы можем выделить несколько различных выражений (вариантов, градаций) дела жизни:

А) Творческое дело жизни, которое в первую очередь может быть реализовано через профессиональную деятельность.

Б) Дело переживания – это связано с проживанием человеком собственно своей жизни, отношений, семейных ценностей,

В) Неделание – это занятие позиции по отношению к неизбежному, или отказ от выполнения деструктивных действий. (Ткаченко, 2004).

В психологии предназначение или дело жизни является важным смыслообразующим фактором, способным определить направления внешней ориентации духовной активности человека в достижении вершин своего профессионального

и нравственного развития и обретении гармоничного состояния, способствующего эффективной и исполненной жизни.

Вовлеченность человека в избранный им вид деятельности, которая демонстрирует состояние нахождения в призвании, является важнейшим условием эффективного осуществления этой деятельности, а также достижения человеком высокого профессионализма. Хорошим примером здесь являются творчески одаренные люди, сумевшие актуализировать свой творческий потенциал, присущий всем людям и предстающий, как родовая характеристика человека (Мелик-Пашаев, 2016).

Можно выделить три типа отношения к своей профессиональной деятельности у людей, имеющих сходный уровень ценностно-эмоциональной вовлеченности в свою деятельность, но имеющих различия по качеству осмысленности и пониманию содержательной ценности выбранной ими деятельности, а также собственной роли в его реализации и соотнесением с общим контекстом жизни.

Первый тип включает выбор профессии, учитывающий в первую очередь ее престиж и то, какие потенциальные возможности улучшения жизненных условий, повышения социального положения и прочих атрибутов «престижной» профессии сулит этот выбор. Это «поверхностно-специализированный» тип профессионалов. Приоритетными целями достижения в этом случае являются социальные достижения и обладание материальными ценностями, а движущей силой – эгоистические устремления. В этом случае мы можем наблюдать стагнацию и даже регресс профессионального развития, и такой выбор не может способствовать формированию высших жизненных смыслов.

Для второго типа характерна фокусировка всех жизненных устремлений только на профессиональной деятельности. Такой человек, проявляя истинную увлеченность своей деятельностью, и не ставящий во главе своих целей престиж или обогащение, при этом не проявляет интереса ни к каким аспектам жизни, кроме профессиональных, выпадает из отношений с миром, что может приводить к проблемам с социумом и собственным здоровьем. Смысл жизни упрощается и приобретает узконаправленную структуру, подавляющую все прочие жизненные ориентации.

Третий тип демонстрирует гармоничное распределение внимания и своих жизненных устремлений между профессиональной деятельностью и прочими сферами жизни. Это человек, который способен с одной стороны осмысленно и ответственно относиться к своему труду, вкладывая в развитие и в эффективную трудовую деятельность весь свой профессиональный потенциал и ориентируясь в своих решениях на запросы действительности и объективную оценку своих собственных возможностей по отношению к этим запросам. Здесь наряду с высоким мастерством и компетентностью присутствует открытость новому опыту, обучению, гибкость и адаптивность, а также можно наблюдать надситуативную активность, направленную на самореализацию и саморазвитие. Также важным во взгляде на призвание является опыт крайней степени увлеченности, сопровождающейся переживанием состояния потока (Завалишина, 2004).

В современном обществе, где человек вынужден поддерживать определенный уровень жизни, включаясь в систему разделения труда, это приводит к тому, что значительная часть людей пытаются связать свою трудовую деятельность со своим призванием. В случае, когда не удается найти свое призвание в профессиональной деятельности, то он начинает искать его в других сферах жизни.