Вокруг этой программы произносилось много слов, но, к сожалению, всегда присутствовало мало мысли. Реальный политический анализ «Восточного партнерства» подменялся ритуальными фразами, а правильнее сказать, словесной водянкой.
Демократия, стабильность, верховенство права, гражданское общество, контакты между людьми — такова обычная риторика западных дипломатов в отношении «Восточного партнерства». Слова, ласкавшие слух, однако ничего общего не имевшие с действительностью. В чем отличие дипломата от мыслящего политика? В том, что дипломат должен уметь говорить приятные слова даже в отношении неприятных вещей. Думающий политик обязан за дипломатическими речами видеть реальные факты. Как известно, красивые речи вредят истине. Ибо на языке дипломатов признать что-нибудь в принципе означает отвергнуть на практике. И вообще, умные люди, как говорят американцы, спорят не о словах, а уточняют факты. Вот и давайте уточним факты о «Восточном партнерстве».
Факт первый. Ни для кого не секрет, что программа «Восточное партнерство» представляла собой вариант евроинтеграции для постсоветских республик, изъявивших желание участвовать в этой программе, без права претендовать на членство в Евросоюзе.
Но что такое на деле эта заманчивая евроинтеграция? Евроинтеграция — это политика Европейского союза, основывающаяся на увековечении дезинтеграции постсоветского пространства. Политическая диалектика такова: евроинтеграция неотделима от дезинтеграции постсоветского пространства. А что на практике? Ратуя за дезинтеграцию, а, следовательно, за дестабилизацию своего политического и экономического пространства, в то же время евроинтеграторы в постсоветских республиках надеются на укрепление государственности в рамках ЕС. Разве это не комично? Ведь евробюрократы рассматривают так называемые новые независимые государства не на основании их политических вывесок, а по их реальному политическому бытию, т. е. в качестве осколков бывшего СССР. А осколки по определению не могут быть самостоятельными государствами.
Поэтому все евроинтеграторы на постсоветском пространстве объективно являются разрушителями собственной государственности. И сколько бы они ни пропагандировали евроинтеграцию, в ней нет ничего иного, кроме глупости и позора. Это бесспорный факт. Хотя для наивной публики и не очевидный.
Белорусский путь — это отказ от удельного интереса, от навязываемого «европеизма».
Факт второй. Евроинтеграция для стран «Восточного партнерства» основывается на господстве меньшинства. Приватизация народного достояния, формирование новой элиты как некоего креативного сословия, которое якобы по своим не только умственным, но и физическим параметрам превосходит обыкновенных людей, восхваление конкуренции не только в экономике, но и в социальных, человеческих отношениях, апология неправедно приобретенного богатства — все это призвано было доказать правомерность политического господства избранного меньшинства.
Фактически это отрицание демократии, хотя такое отрицание соответствует принципам западной политики.
Общеизвестно, что в конституционном праве США под демократией понимается «охрана прав меньшинства». В западных политических трактатах прямо утверждается: «Если большинство будет объединено общим интересом, права меньшинства окажутся под угрозой». Очевидно, что такое понимание демократии трудно назвать демократическим, поскольку большинство граждан должно руководствоваться не своим общим интересом, а частным интересом, интересом меньшинства. А как тогда быть с защитой прав большинства?
По западной трактовке демократии выходит, что большинство не нуждается в защите своих прав? Выходит, роль государства в таком обществе — защищать права меньшинства, а не большинства? Но ведь такое государство будет уже являться государством меньшинства, а не большинства, т. е. государством не демократическим, а олигархическим. Фактически евроинтеграция на основе западной демократии ведет к установлению олигархических режимов, что и происходит в тех постсоветских республиках, которые избрали ее своей стратегией развития.
Затягивая нас в «Восточное партнерство», Польша набрасывала петлю на шею белорусской государственности.
Факт третий. Программа «Восточное партнерство» в частности и евроинтеграция в целом — это не только некие политические декларации. Это в то же время конкретные политики, министры, эксперты, которые занимаются практической реализацией написанных и принятых документов. И проблема здесь в том, что личные качества сегодняшних европолитиков не позволяют всерьез вести речь о настоящей интеграции. Не случайно Россия напоминает, что в своих переговорах с Евросоюзом она исходит из общего признания совместимости и взаимодополняемости интеграционных процессов в рамках ЕС и на постсоветском пространстве. При этом Москва надеется, что интеграция в Европейском союзе не будет противопоставляться евразийской интеграции. Отсюда вытекало и предложение Президента Александра Лукашенко об «интеграции интеграций», т. е. о создании единого экономического пространства от Владивостока до Лиссабона.
Но на такую интеграцию, которая не разъединяет, а объединяет страны и народы, и не способны евроинтеграторы. В самом деле, трудно, даже невозможно вести диалог с людьми, которые в умственном и нравственном плане абсолютно никчемны. Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман, прекрасно осведомленный о личных качествах западных политиков, констатирует: «Важные люди понятия не имеют, что делают. Они просто самовлюбленные пустышки!» Прибавьте сюда нетрадиционную сексуальную ориентацию многих из этих важных людей. Ведь это уже не только самовлюбленные умственные пустышки, но и физиологические извращенцы. Политиков, которые порвали с нравственными устоями, с той же христианской моралью, которые свою биологическую извращенность прикрывают великими словами о правах и свободах человека, следует квалифицировать как безответственных демагогов и нравственных растлителей. Думать, что с ними можно выстраивать гуманный и справедливый миропорядок, — значит заниматься бессмысленными прожектами.
Факт четвертый. Цель программы «Восточное партнерство» заключалась в том, чтобы Беларусь и другие постсоветские участники этого проекта ориентировались на так называемые европейские ценности и, следовательно, на отказ от своей идентичности, от своей отечественной истории и замену ее историей, так сказать, евронатовской. Применительно к Беларуси и Украине -- на отказ от своей общерусской истории и замену ее историей польско-шляхетской.
Не следует забывать, что Польша рассматривает «Восточное партнерство» в тесной увязке с вопросами так называемого «нарушения прав поляков» в Беларуси и взаимным продвижением интересов польской стороны и прозападных партий в нашей республике. Под эту стратегию в Польше уже подведена законодательная база. Так, 23 сентября 2009 года польский сейм принял резолюцию об оккупации части территории Польши Красной Армией во время ее освободительного похода в Западную Беларусь и Западную Украину 17 сентября 1939 года. Так что своим участием в «Восточном партнерстве» мы объективно признавали право польского правительства рассматривать Западную Беларусь в качестве оккупированной в 1939 году польской территории. И никакое переформатирование «Восточного партнерства» с польско-шляхетской политики к более тесному конкретному сотрудничеству, основанному на решении экономических проблем, не устраняло угрозы превращения Беларуси в польско-шляхетский проект «Анти-Россия».
«Восточное партнерство» — это своеобразный троянский конь, который был сконструирован в польско-шовинистических кругах, чтобы затащить его в Беларусь и взломать цивилизационную основу белорусского общества и государственности. События последнего времени полностью подтверждают вышесказанное. Благо наконец-то МИД Беларуси понял эту угрозу и хотя бы приостановил членство нашей республики в этом антироссийском и антибелорусском проекте.
Понимая крах польско-шляхетской программы «Восточное партнерство», ибо без Беларуси она теряет свой антироссийский смысл, Евросоюз 2 июля 2021 года заявил об активизации сотрудничества с членами «Восточного партнерства», включая Беларусь. И что же евробюрократы предлагают Беларуси? Все те же польско-шляхетские грабли в красивой упаковке, а именно: «поддержку инновационной и конкурентной экономики через прямую поддержку 20 тысяч малых и средних предприятий бизнеса», то есть приватизацию. И откровенно говоря, разрушение крупных государственных предприятий, что неминуемо приведет к краху белорусской экономики. А также «инвестиции в демократическую, прозрачную и ответственную Беларусь». Разумеется, такую «демократическую» и «прозрачную», как нынешняя Украина, которая официально на международном уровне признана беднейшей и вымирающей страной в Европе.
Таким образом, факты свидетельствуют, что так называемое «Восточное партнерство», в каких бы ипостасях оно ни выступало, есть не что иное, как попытки западных интеллектуальных пустышек и аморальных типов превратить Беларусь во вторую несчастную Украину.
Подлинная перспектива развития нашей страны в современных условиях возможна лишь на основе белорусского пути. Если в самом общем виде охарактеризовать белорусский путь, его главным признаком является историческая связь времен, единство с Россией.
Сущность белорусского пути выражается в интеграции постсоветского пространства и строительстве Союзного государства. Это обусловлено объективными экономическими и историческими обстоятельствами. На долю России приходится половина внешнеторгового оборота Республики Беларусь. Союзное государство -- это основа экономической, социальной и политической устойчивости нашей республики. Кроме того, решающим фактором белорусско-российской интеграции является цивилизационное единство и ментальное родство белорусов и русских.
Белорусский путь в цивилизационном отношении — это путь единения с народами бывшего СССР, с Россией, поскольку Беларусь является неотъемлемой частью общерусской цивилизации. Это курс на общеевразийский стратегический интерес, справедливость, дружбу народов, то есть все то, что было характерно до геополитической катастрофы, до разрушения СССР.
Белорусский путь — не причина кризиса в нашей стране, как об этом любят разглагольствовать всевозможные квазиевроинтеграторы и псевдореформаторы, наоборот, благодаря белорусскому пути удалось самортизировать, смягчить разрушительные последствия геополитической катастрофы, которая является главной причиной кризиса для всех бывших союзных республик.
Отсюда должна быть понятна неприемлемость так называемой евроинтеграции, «Восточного партнерства», ассоциаций и всех других программ евроатлантического сотрудничества, которые навязываются Западом постсоветским республикам. Ибо эта квазиевроинтеграция основывается на геополитической катастрофе, исходит из политики консервации внешнего управления на наших землях путем закрепления дезинтеграционного состояния постсоветского пространства.
Проблема борьбы с кризисом — это проблема, которая может быть решена только совместными усилиями всех постсоветских республик путем глубокой интеграции постсоветского пространства, строительства Союзного государства и Евразийского союза.
Лев Криштапович
Карикатура Антона Островского
Автор фото: из открытых источников