Когда коту нечего делать, он начинает просматривать домашние задания.
На днях Министр просвещения нашел очередного врага российского образования в лице рынка готовых домашних заданий. На общественных слушаниях он заявил следующее:
Изготовление сборников готовых домашних заданий — это определённый бизнес. Популярный бизнес. Но нельзя делать бизнес на детях. Мы готовы обсуждать это на парламентских площадках, с этим надо разбираться.
Складывается ощущение, что все проблемы образования решены: у педагогов достойные зарплаты, бюрократической волокиты в школах нет, все здания в идеальном состоянии, все учителя высокой квалификации и кадрового дефицита нет, все школы обеспечены учебниками и пособиями, всем детям созданы условия в соответствии с их потребностями. Вот теперь можно и за "домашку" взяться.
История вопроса не нова: в 90-х книжный рынок стал наполняться решебниками, готовыми сочинениями и изложениями, краткими пересказами литературных произведений и изданиями с выполненными ДЗ из действующих УМК. В советские годы такой бонус можно было получить, например, бережно сохранив тетради старшего брата или обменять их у соседа на пачку "Пегаса". В новом тысячелетии предпринимались попытки воздействия на компании, выпускающие выполненные задания - они не входили в список рекомендованных Минобром издательств. Таким образом организация, издающая учебник не могла предоставить к нему "решебник" и наоборот. Рынок разделился, каждый был занят своим делом. Но вот теперь за тех, кто печатает готовые домашние задания (далее - ГДЗ) решили взяться по-взрослому и это правильно. Но к спичу министра у меня всё равно есть вопросы:
1. Своевременность. Почему именно сейчас? В настоящее время все ГДЗ есть в сети как на специальных сайтах, так и в социальных сетях. Прикрыть продажу бумажных изданий реально, но избавиться от подобного интернет-контента будет гораздо сложнее. И здесь мы получаем следующий вопрос.
2. Актуальность. А оно вообще вам надо? Да еще и не уровне обсуждения на парламентских площадках. Локально учитель может давать альтернативные задания. Дети же, которые списывали, списывать и будут, но им придется делать больше усилий для поиска исходника.
3. Популизм. Фраза "Нельзя делать бизнес на детях" звучит очень неуместно от руководителя системы, прочно связанной с бизнесом. Уважаемый министр, возможно Вы этого не знали, но парты за которыми сидят ученики - это продукт бизнеса, учебники, лежащие на партах - это бизнес, спортивный инвентарь в физкультурных залах - это тоже бизнес, школьная форма, канцтовары, детское питание, цифровые образовательные ресурсы - это тоже всё бизнес. Огромное количество частных организаций участвуют в реализации многомиллиардного Национального проекта "Образование" - что это, если не бизнес? Дополнительное образование даже в государственных школах часто становится платным, и это тоже смело можно назвать бизнесом. И уж точно создатели ГДЗ не поднимают "на детях" тех денег, которые имеют более официальные партнеры школьного образования.
P.S. Кстати, я пользовался пару раз ГДЗ, когда мне самому было непонятно, что авторы учебников хотят от ребенка? Справедливости ради отмечу, что в самих ГДЗ часто встречаются ошибки (впрочем, как и в учебниках).
А вы пользовались ГДЗ? Нужно ли их запретить?