Найти тему
Ведьма-мачеха

Почему дети больше не будут учиться сами

Советский Союз был прекрасным государством. Однако после него у многих людей остались… вредные привычки. Вернее привычки, которые вредны сегодня, в далеко не прекрасных условиях.

Одна из таких привычек – убеждение, что все мультики для детей. В 90-е и в 00-е взрослые спокойно врубали детям мультики и шли по делам. А там показывали «Симсонов», «Футураму», «Южный парк», «Школьные войны»… но кому могло прийти в голову, что существуют мультфильмы для взрослых и что их крутят по телевидению в дневное время?!

Но сегодня я хочу поговорить о другой привычке. И эта привычка «Ребёнок может и должен учиться сам».

Многие на самом деле раньше учились сами. Без репетиторов. И без помощи взрослых. Взрослые лишь отчитывали и наказывали за плохую успеваемость (для кого-то, кстати, это могли быть даже четвёрки). А современные дети… Ой, они все разбалованные, ленивые, сами учиться не хотят…

К сожалению, я не застала СССР и не могу сказать, насколько там всё было хорошо. Однако я догадываюсь, почему дети в СССР учились сами и почему современные дети так не могут. И дело не в том, что они отупели или обленились.

В СССР был культ отличника. Можно взять любой мультик, любой фильм, любую детскую книгу и понять, что главный герой либо сам отличник, либо двоечник, который исправляется… причём в итоге становится отличником. Скажите, есть ли другие варианты? Где главный герой остаётся троечником?

Остров ошибок
Остров ошибок

Один из ярких примеров – мультфильм «Девочка в цирке». Невероятно, но все посетительницы цирка, кроме главной героини – отличницы. Не просто хорошие ученицы, а именно отличницы. Мало того, они всей толпой ещё воспитывают двоечницу! Стоит ли говорить, что сейчас такой мультик вызовет недоумение? У меня в детстве вызвал неслабое! Какое этим девчонкам дело до двоечницы? Какое дело клоуну? А не перегнули ли они палку в таком «воспитании»? Я, конечно, не понимала этого, потому что не жила в СССР. А тогда это воспринималось нормально.

Девочка в цирке. Отличница в парадном фартуке и двоечница в чёрном. Кстати, ей ещё вместо обычного сидения выделили отдельный деревянный стульчик.
Девочка в цирке. Отличница в парадном фартуке и двоечница в чёрном. Кстати, ей ещё вместо обычного сидения выделили отдельный деревянный стульчик.

Мультики – это только вершина айсберга, ведь они отражали реальность. Советские отличники пользовались большим уважением, чем сегодня. Уважением не только учителей, но и своих сверстников! А вот двоечник легко мог стать изгоем, объектом насмешек, и оказаться в изоляции. Такая перспектива никого не прельщала, поэтому дети старались хорошо учиться и быть на хорошем счету в коллективе.

А коллектив в советское время имел большую силу. Если ты вне коллектива, то ты изгой, маргинал, с тобой что-то не так. Нередко в те времена, узнав о насмешках в школе, родители становились не на сторону своего ребёнка, а на сторону его одноклассников. Дескать, как это возможно, что все плохие, а ты один хороший? Очевидно, проблема только в тебе, коллектив не может ошибаться!

Сегодня всё несколько иначе. Да, коллектив всё ещё имеет силу, но, если присмотреться, он стал более раздробленным. Обычно классы делятся на небольшие группы друзей и эти группы друг с другом контактируют только по делу. То есть, только во время учебного процесса. Общей идеи, которая могла бы объединить класс (раньше это могло быть строительство коммунизма) нет. Да, можно поболеть за одноклассников на соревнованиях или пожелать удачи на олимпиаде, но не более того. По-настоящему сплочённых классов осталось мало.

Кроме того, никто сегодня не будет отвержен лишь из-за плохой успеваемости. Да, в классах есть изгои, но оценки тут роли не играют. Нередко двоечник-лоботряс даже пользуется успехом в классе, если у него достаточно остроумия. То, что в СССР было позором для ученика, сегодня может стать его звёздным часом. А неудачный ответ у доски легко превратить в стендап-шоу.

Да и кумиры изменились. Бездельница Усаги, хулиган Наруто, блондинка из анекдотов Стелла. Да даже наш, российский, Незнайка! А после него – Алёша Попович!

-3

Нет, не все в мультфильмах такие глупые! Остались, конечно, ещё отличники. И гениальная девочка Ами, и лучшая ученица Сакура (ну, она такой заявлена), и Текна с Флорой, и Знайка… только вот они все не на главных ролях. Они друзья главных героев и героинь, но не главные. То есть, подобные мультики как бы говорят: «Ты можешь хорошо учиться, молодец, но не это главное!»

А главным сейчас стало доброе сердце, дружелюбие и стремление к справедливости. Не так уж и плохо.

Конечно, одно другому не мешает, но если наделить героя и пылким справедливым сердцем, и холодной головой, может получиться слишком идеальный персонаж. До картонности идеальный. Дети таких не любят.

В СССР были мощная идеология и большое влияние коллектива. Сегодня влияние коллектива уменьшилось, а идеология сильно изменилась. Даже появилась мода на неудачников, которые ничему толком не учились, а потом вдруг пришли к своей мечте. Добавьте к этому ещё множество профессий, где «ничего не надо делать»: ютубер, блогер, инстаграмщик, профессиональный геймер… А так же классические: писатель, актёр, художник, музыкант… Это мы, взрослые понимаем, что добиться высот в этих профессиях не так легко, а иногда даже труднее, чем в обычных. Но ребёнок этого не видит. Он видит одну романтику. Взял в руки кисть – и вот, готов шедевр за миллион долларов!

И ещё один фактор: это множество соблазнов. В одном лишь маленьком телефончике, который можно везде таскать с собой, есть и игры, и фильмы, и картинки, и комиксы, и чаты… Всего этого не было в СССР. Из соблазнов, отвлекающих от учёбы, были только улица и… книги. Да, не удивляйтесь, многие очень любили вместо «Войны и мира» читать «Трёх мушкетёров» или «Шерлока Холмса». И по ночам прятались под одеялом с книгой и фонариком. Да, это чтение могло отвлечь от учебной программы… но меж тем навык самого чтения вырабатывался, а грамотность повышалась. У таких детей было меньше проблем с русским языком. А какие полезные в учёбе навыки развивают компьютерные игры или просмотр аниме? Я не к том, что это всё надо запретить. Надо просто понимать, что время сейчас другое. И с этим надо считаться.

И что, всю жизнь теперь контролировать детей, как они учатся? Нет, не думаю, что всё настолько плохо. Контролировать надо лишь на начальном этапе, когда ребёнок только осваивается в школе. И не нужно стоять над душой или делать что-то за ребёнка. Нужно лишь проверить факт выполнения домашнего задания, его качество и помочь, если ребёнок просит.

Не стоит пускать всё на самотёк, руководствуясь правилом «Мы могли сами, и он должен!» Если запустить ребёнка в первых классах, сам он уже из этой ямы не выберется, а вытаскивать его будет с каждым классом всё сложнее и сложнее.

Насчёт репетиторов. Репетиторы, на мой взгляд, нужны только в двух случаях: когда ребёнок сильно отстаёт по предмету, а вы не можете ему помочь, и когда ребёнок готовится поступать в ВУЗ и готовится к экзаменам. В остальных случаях необходимости нет.

И да, не всему, что говорят об СССР, надо верить. Многие дети учились сами, но были и те, кому нужна была помощь. Если ими не занимались родители, то это не значит, что никто не занимался. Учителя могли оставить отстающих после уроков, причём бесплатно. А так же к двоечнику могли приставить отличника, чтобы тот подтянул. Да, сегодня этого уже тоже нет.