Оцифруем образование и будет вам счастье
Еще не завершился эксперимент по внедрению (именно так пишется! внедрению! Как Хрущев кукурузу) Цифровой образовательной среды (ЦОС), запущенный постановлением премьер-министра Михаила Мишустина № 2040 от 7 декабря 20 г., который планировали закончить только в 2022 году, как досрочно, с опережением!, 15 июля с.г., на сайте Министерства просвещения появился новый документ, буквально навязывающий российскому образованию эту еще недоэкспериментированную модель – «Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования». В документе содержится подробное описание развертывания цифрового образования, которое планируется полностью ввести к 2030 году по всей стране.
Первое естественное побуждение: Авторов на сцену! А то стыдливо скрылись под «шапкой» Группа «Национальная инновационная система». Значит, групповое творчество, и, наверное, хорошо из бюджета оплаченное. Издержки, как всегда, достанутся обществу!
Видели мы уже подобное, когда в срочном порядке закрывали фельдшерско-акушерские пункты, ликвидировали поликлиники, создавая труднодоступные для людей из небольших городов и поселков больничные кластеры. Пандемия подчеркнула всю убийственную порочность такого подхода, что сквозь зубы пришлось признать чиновникам от медицины. Теперь дали задний ход, но дело-то было сделано! Сколько кадров утратили, сколько смертей безвременных и нерожденных детей!
Теперь вот Мипросвет несется впереди здравого смысла и отечественных образовательных традиций. Впору в Мин -проТьму переименовывать, если нацелились «внедрять» свои цифровые фантазии даже Доподведения итогов эксперимента и обсуждения их в профессиональной среде, а также среди заинтересованной общественности. Ведь перемены в образовательном процессе, тем более такие р-революционные, прямо касаются подавляющего большинства граждан нашей страны.
Самое интересное – следующее заявление: “приведенные технологии и сервисы позволят повысить уровень «цифровой зрелости» отрасли, а также стимулировать развитие отечественных производителей в сфер ИТ и программного обеспечения, создать условия для воспитания всесторонней и гармонично развитой личности”. Итак, оказалось, цель цифровизации – «стимулировать развитие отечественных производителей в сфере ИТ и программного обеспечения». И уже только в виде довеска – «создать условия…» и т.д. К тому же развитие “всесторонней и гармонично развитой личности” не гарантируется, для этого лишь “создаются условия”. Ничего не напоминает? Когда круг особо продвинутых «избранных» усиленно приватизировал недра и прочую общенародную собственность, постоянно говорилось о том, мол, чего зарплаты платить, «надо освободить у народа инициативу, дать человеку удочку», глядишь, на жизнь наловит…
Еще более дико выглядит обоснование такого плана правительства:
“высокие затраты государства на закупку бумажных учебников, высокие затраты родителей на закупку дополнительных материалов”. Лицемерно пожалели родителей и государство заодно, мол, это может вызвать “рост нагрузки на семейный бюджет. Социальный негатив в сторону государства, конституционных гарантий и системы образования”.
Да государство должно снабжать учеников и школы учебниками БЕСПЛАТНО, если действительно стремится к тому, чтобы новое поколение граждан вырастало, оснащенное необходимым объемом знаний и навыков, соответствующих уровню технологического развития, могло работать с информацией, имело познания в области истории и культуры, реально становясь гармонично развитыми личностями.
Однако экономить государству предлагается не только на учебниках, но и на учителях, потому что главные затраты на образование, это, затраты на оплату труда педагогических кадров. А если заменить учителя «цифрой» — это же экономия выйдет! Да еще воспитательная функция образования полностью аннулируется. Какое он-лайн воспитание планирует группа «Национальная инновационная система»? К чему им заветы школы К. Ушинского, Льва Толстого, В. Сухомлинского, других знаменитых российских и советских педагогов? Все это, несомненно, рассматривается анонимными «образовательными стратегами» как архаика, и из школы изымается важнейший для становления личности гуманный, гуманитарный стержень, социализация, пробуждение эмпатии.
Далеко готов зайти министр цифрового развития РФ Максут Шадаев, заявляя, что у государства нет денег на обеспечение сельских школ учителями и поэтому надо вводить ЦОС. Есть стойкое подозрение, что сельскими школами этот процесс не ограничится.
Мы почему-то не слышим мнения по всем этим готовящимся нововведениям Российской академии образования во главе с Ольгой Юрьевной Васильевой. Неужели там не видят, что усиленно насаждается концепция, в которой основная масса молодых людей не должна быть хорошо образована, им предложат «цифровой эрзац», симулякр образования, а про гармонично развитого человека можно просто забыть. Ведь к тому же предусмотрена «профилизация» образования, когда предметы можно будет изучать «на выбор». Но разве может сделать вполне сознательный выбор юный человек, еще не осознающий свои интересы и способности?
В книге “Рождение гражданина” об этом убедительно писал Василий Александрович Сухомлинский, которого тревожило отчуждение школьников от культуры, в том числе от художественной литературы, от классики.
Еще более лицемерно и необоснованно выглядят заверения авторов проекта, что он служит якобы для создания «безопасной среды», защищает от эпидемий, травматизма и пр. А дома сидеть за компьютером никаких угроз, значит, нет. Эксперты бьют тревогу: «невзирая на многочисленные предупреждения специалистов о вреде телефонов для здоровья школьников, несмотря на предыдущие странные усилия Минобра и Минпросвета запретить использование школьниками телефонов в учебных заведениях, в “Стратегии” прямо говорится об использовании гаджетов в учебе. “Слабая интеграция гаджетов” преподносится как недостаток существующей системы и говорится о необходимости их использования. “Гаджеты, цифровые технологии и продукты сегодня конкурируют с учебной деятельностью за внимание ученика. Необходима их интеграция в процесс обучения, воспитания и развития…» Ничего более непоследовательного трудно предположить. Так запрещаются гаджеты в учебных заведениях или их будут «интегрировать» в учебный процесс?
В документе также говорится о том, что 33% — треть — уроков должны проводиться в цифровом формате уже к 2024 году, а домашние задания начнут проверять в автоматизированном режиме. К 2030 году 50% домашних заданий планируется передать на проверку не живому учителю, а искусственному интеллекту. Что это означает? Станет все меньше творческих заданий и все больше тестов, потому что роботы «любят» шаблоны.
Понимают ли «цифровизаторы», чем обернется для российского образования их «усердие не по уму»? Соглашусь с экспертами: «речь идет о деградации “человеческого капитала”, очередном ухудшении качества образования, кардинальном сокращении условий для личной и профессиональной самореализации и, несомненно, о масштабном сокращении средств на образование детей».
Людмила Лаврова
Читайте больше материалов на нашем сайте