Это только вопрос времени, когда Байден объявит об еще одной, уже третьей, четверке (Quad-3), в которую войдут США, Иордания, Ирак и Саудовская Аравия. Внешнеполитическая команда президента США Джо Байдена кажется все более и более неуверенной в том, что находится у них под ногами. Они видят, что здание, которое возводит их 78-летний начальник, стоит на шаткой основе. Но, им не хватает духа, чтобы возразить ему.
У Байдена есть преимущество: даже если сложить весь опыт его высших должностных лиц в международной дипломатии, он все равно выше всех в своей команде. И это включает в себя даже опытного дипломата Уильяма Бернса, которого Байден вырвал с пенсии с тем, чтобы он возглавил Центральное разведывательное управление, организацию, которую не могли контролировать даже такие прославленные президенты, как Дуайт Эйзенхауэр и Джон Ф. Кеннеди.
Бернс тактично признался Национальному общественному радио (NPR) в своем первом интервью в качестве босса ЦРУ на прошлой неделе, что его приоритетной задачей будет обуздать агентство: – «Я очень надеюсь, что стану лучшим директором ЦРУ, потому что мой опыт как политика, как дипломата должен помочь мне лучше связать разведывательную работу с тем, что наиболее важно для политиков. По крайней мере, я очень постараюсь сделать это.
Как дипломат на протяжении этих трех с половиной десятилетий я помогал формировать политику. И моя работа, наша работа в ЦРУ – поддерживать и информировать политиков, чтобы они всегда делали лучший выбор. И поэтому, я думаю, это означает, что наша обязанность состоит в том, чтобы предоставлять факты без прикрас, без какой-либо политической повестки дня, самые лучшие и наиболее обоснованные разведывательные данные, которые мы можем собрать, чтобы помочь президенту и всем моим коллегам в этом правительстве делать разумный выбор. Я знал, работал с президентом и восхищался им на протяжении четверти века, и он очень ясно дал мне понять, когда он попросил меня взять на себя эту работу, что он ожидает этого, даже когда информация, которую мы предоставляем, неудобна; и я знаю это чувство, как политик, которым я был раньше».
На Бернса приходится не менее 90% опыта всей команды Байдена на дипломатической арене, в которую входят Энтони Блинкен, госсекретарь, Ллойд Остин III, министр обороны, Джейк Салливан, советник по национальной безопасности, и Аврил Хейнс, директор национальной разведки. Ожидается, что директор ЦРУ Уильям Бернс будет играть ключевую роль во внешней политике Джо Байдена.
Провалы во внешней политики. Неудивительно, что замечания Бернса сбивают с толку. Чтобы понять их безнадежность, прочтите прекрасную книгу «Наследие праха: история ЦРУ» Тима Вейнера, который писал об американской разведке для The New York Times на протяжении двух десятилетий и был лауреатом Пулитцеровской премии. Вайнер выяснил, почему почти каждый директор ЦРУ покидал агентство в худшем состоянии, чем он находил его, и почему тайные действия привели к глубоким провалам во внешней политике Соединенных Штатов.
Байден действительно очень опытный лидер, который провел более 36 лет на ипподроме американской политики – Сената. После этого в течение следующих восьми лет он был незаменимым вице-президентом Барака Обамы, играя невероятную роль формирователя консенсуса на холме и главным по сортировке непокорных союзников и партнеров США за рубежом, включая Турцию и Россию. Байден занимался сферой деятельности, где Обаме по темпераменту не хватало навыков для действий или чувства вовлеченности – в дела таких стран, как Украина, Ирак, Афганистан и т.д.
Кстати, у Байдена есть собственный план действий в отношении Саудовской Аравии, которую он однажды назвал «государством-изгоем». Мадави ар-Рашид, профессор Института Ближнего Востока Лондонской школы экономики, недавно написал: – «Пока что Байден лучше всех подталкивает нынешнего наследного принца к сдерживанию его авантюристической внешней политики. Байдену легче заставить его искать примирения с Катаром, предложить мирный договор йеменским хуситам, заигрывать с Ираном через Ирак и расположить к себе президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. «Но когда дело доходит до политических реформ, США не желают и не могут видеть достоинств продвижения процесса, который в конечном итоге приведет королевство на путь к демократии. В настоящий момент национальные интересы США связаны с интересами авторитарного наследного принца, так зачем же раскачивать лодку».
Внешнеполитическая команда Байдена похожа на младенцев в лесу. Так, Блинкен не мог даже предположить, что его босс назовет президента России Владимира Путина «убийцей», а затем всего через три недели предложит ему встречу. Поэтому Блинкен все больше и больше придерживается безопасной позиции – иногда ругает Китай или, когда больше нечего делать, подтверждает трансатлантические брачные клятвы Америки. Он предпочитает иметь дело с Индией и Кувейтом, которые не очень интересуют Байдена. Похоже, что Энтони Блинкен был не в курсе событий в Афганистане.
План Б для Афганистана. Возьмите Афганистан. Блинкен считал, что Дохинский процесс был реальным. Но на самом деле это была инициатива не Байдена. Об этом знали только Остин и Бернс. Фактически, у Байдена даже был в запасе план Б, который сейчас разворачивается, направленный на превращение этой гибридной войны в войну алгоритмов. Это требует преобразования Талибана в образ «врага», а затем, исходя из соображений о так называемой безопасности, обрушиться на них ракетами, испытывать новые системы вооружения, подрывать инициативу Китая «Один пояс – один путь», держать Россию в напряжении, а Иран – в состоянии повышенной боевой готовности.
Конечно, Байден сначала позаботился о том, чтобы никакие мешки с телами не возвращались домой. Его План Б был разработан так называемым «Глубинным государством», и он касается ухода президента Афганистана Ашрафа Гани, что, впрочем, всегда возможно.
Таким образом, была создана Четырехсторонняя дипломатическая платформа (Quad-2). Но Байдену еще предстоит переговорить с пакистанским лидером Имраном Ханом, новым партнером Америки по «четверке» на горизонте.
Афганская пантомима теперь повторяется в Ираке. В понедельник Байден объявил, что боевая миссия США в Ираке завершится к 31 декабря. Байден заканчивает очередную «вечную войну». Это заявление последовало за встречей в Белом доме с премьер-министром Ирака Мустафой аль-Кадими. Для непосвященных настоящая миссия Кадами, когда США манипулировали его восхождением к власти в Багдаде, заключалась в том, чтобы он отвоевал Ирак у возглавляемого Тегераном «шиитского полумесяца» – если использовать взрывное выражение, приписываемое террористам, покойный президентом Египта Хосни Мубараком.
Безусловно, прекращение «вечной войны» в Ираке – всего лишь иллюзия. Байден добавил предостережение о том, что сотрудничество США с правительством Ирака в борьбе с «терроризмом» продолжится на новом этапе, который сейчас обсуждается.
Ирак отчаянно нуждается в помощи США. Кадими находится в таком же затруднительном положении, что и афганский президент Гани – он тоже является творением Америки; у него отсутствует политическая база, и он находится под давлением шиитских ополченцев и Тегерана. Кадими, как и Гани отчаянно нуждается в помощи США.
Байден повторяет свою черную магию. Спонтанное решение его предшественника Дональда Трампа убить иранского генерала Касема Сулеймани не дает покоя Пентагону и ЦРУ. Байден надеется изгнать призрак Сулеймани своим решением о выводе войск из Ирака, что также, возможно, перезагрузит его падающий политический рейтинг дома. Суть в том, что Байден еще раз убедился, что великая игра, над которой работают Пентагон и ЦРУ, продолжится, по-прежнему США будут сдерживать Иран, Китай и Россию в Ираке.
Это только вопрос времени, когда Байден объявит об очередной четверке, в которую войдут США, Иордания, Ирак и Саудовская Аравия. 20 июля, незадолго до того, как принять Кадими, Байден приветствовал в Белом доме короля Иордании Абдаллу II, человека, с которым он «тусовался вместе долгое время».
М.К. БХАДРАКУМАР