Найти тему
Мама, ты космос!

Многодетная мама и педагог раскрывает 5 принципов эффективного обучения чтению.

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики моего канала!

На сегодняшний день я создала 7 видео, посвящённых подготовке к школе, а именно, обучению чтению. В основу этих роликов взята методика, предложенная Надеждой Сергеевной Жуковой, и методика звукового анализа слов. Подробно о том, как я обучала чтению своих детей по Букварю Н.С. Жуковой я рассказываю здесь.

Букварь, по которому я обучила чтению троих старших детей.
Букварь, по которому я обучила чтению троих старших детей.
Имея за плечами пять лет обучения в педагогическом вузе, а также преподавания по методике с элементами развивающего обучения, я ни в коем случае не претендую переложить полностью методику Н.С. Жуковой в видео-формат, даже считаю это ненужным и невозможным, потому что лучшее обучение - это обучение человека человеком, в котором ребёнок внимательно, заботливо и дружелюбно ведётся к новому знанию.

Но сама будучи мамой шести детей понимаю, что иногда у родителей нет возможности заниматься с ребёнком, ну бывает такое, а мультяшное изложение материала не даёт требуемого результата, не закладывает базу для формирования навыка правильного и грамотного чтения и письма. И вот в помощь таким родителям, да и себе тоже, я и задумала эту систему видео и галерей.

В Галереях предполагалось разработать систему помогающего материала, когда родитель мог бы взять её в руки, листать видео-ряд, читая подсказки, тут же обучать ребёнка. У нас ведь теперь чаще смартфон под руками, чем букварь. Но галереи не зашли, почему-то. Напишите мне в комментариях, пожалуйста, почему не понравились галереи. Вот ссылки на них:

Галерея обучения буква "А"

Галерея обучения буква "О"

В разработанных мной видео основной упор делаю на звуковой анализ слова: умение определять место звука в структуре слова, выделять его характеристики такие как гласный-согласный, звонкий-глухой, мягкий-твёрдый.

Начитается эта система видео-уроков с мини-урока о гласном звуке "А", и первое видео совсем простое и где-то даже лёгкое для восприятия. Далее вводятся еще два гласных звука "О" и "У" и два согласный "М" и "С".

Так я реализую на деле знаменитый принцип дидактики - двигаться при обучении от простого материала к боле сложному.

Познакомить детей с гласными буквами гораздо проще, чем с согласными, потому что звуковое восприятие ребёнка утроено так, что он лучше выделяет в слове именно гласные звуки.

Но учить сразу все гласные звуки/буквы я не рекомендую потому, что нам нужно как можно раньше начать читать слоги. Буквы нам нужны именно для чтения слогов. Если мы задержимся на изучении отдельных звуков, то мы скопим багаж знания, который не находит практического выражения без чтения слогов. И это знание будет забываться, потому что оно не нужно в жизни, не требуется на опыте.

В этом состоит второй и третий принцип дидактики - принцип целесообразности и практикоориентированности: учить нужно тому, в чём есть потребность и что потом используется в повседневной жизни.

Поэтому как только в нашем багаже знания появились пять букв, мы приступаем к чтению слогов. Чем чаще ребёнок будет встречать изученные буквы в повседневной жизни, проговаривать звуки, которые они передают, находить их в знакомых словах, тем быстрее он начтёт читать слоги. А потом уже от чтения слогов постепенно перейдём к чтению слов.

Четвёртый принцип обучения заключается у том, что человек может получать новые знания через разные каналы восприятия: зрение, обоняние, слух, речь, осязание, - и чем больше этих каналов задействовано, тем прочнее и глубже будет знание.

Поэтому при обучении чтению просите, чтобы ребёнок обвёл букву, с которой он знакомится указательным пальчиком сначала правой, потом левой руки, - так мы не только задействуем тактильный канал познания, но активизируем работу обоих полушарий мозга.
Пусть ребёнок чаще поёт, звенит, шипит изучаемый звук, так включается моторно-речевая память.
Конечно, предлагайте ему для чтения упражнения из Букваря Н.С. Жуковой, так он не только включает зрительный, мотороно-речевой и слуховой каналы восприятия, но и учится абстрактному мышлению и чтению без картинок.
Предлагайте лепить, вырезать, рисовать, насыпать изучаемые буквы. Дети в игре задействуют практически все каналы восприятия, а воображение, которое включается в это время, мощнейшим образом оптимизирует не только познавательный процесс и запоминание, но и служит для дальнейшего творчества.
Как только познакомились со слогами выкладывайте их из букв, которые есть у вас дома: магнитные буквы, буквы на кубиках или кассы для обучения чтению на бумажных и пластиковых листочках.

Помните, главнейший принцип любого обучения - это положительное эмоциональное окрашивание знания и создание благоприятной обстановки.

Заинтересуйте детей. Не знаете, как заинтересовать, тогда просто начните дружелюбно. Пусть этот процесс нравится в первую очередь Вам. Вы общаетесь с родным ребёнком! Что может быть лучше? Ну а обучение чтению рассматривайте как предлог, повод для общения.

Желаю удачи! Вопросы пишите в комментариях. Подписывайтесь на мой канал на Дзене, чтобы ничего не пропустить.