Тьютор — это новая для России, но уже востребованная профессия. С английского языка слово переводится как наставник, опекающий консультант, попечитель. Тьюторством в педагогике называют деятельность по обучению и сопровождению детей (и иногда взрослых) по индивидуально разработанному алгоритму.
Тьютор — это новая для России, но уже востребованная профессия. С английского языка слово переводится как наставник, опекающий консультант, попечитель. Тьюторством в педагогике называют деятельность по обучению и сопровождению детей (и иногда взрослых) по индивидуально разработанному алгоритму.
Разберем, чем такие специалисты занимаются, что собой представляет профессия, какие у нее плюсы, минусы и где можно получить профильное образование.
Кто такой тьютор и чем он занимается?
Тьютор — это учитель-консультант, воспитатель, индивидуальный наставник и опекун. Он следит, чтобы его подопечный осваивал учебную программу, выполнял домашние задания. От специалиста требуется эмоциональная поддержка, внимание, поэтому профессия подходит тем, кто любит работать с детьми.
От кураторства тьюторство отличается большей педагогической, воспитательной направленностью. Специалист помогает ученику выстроить индивидуальный «маршрут» на пути к знаниям, получить конкретные навыки. Отличия от должности учителя в том, что на практике тьюторы обучают воспитанников и оказывают им психологическую поддержку, помогают решить проблемы с общением.
Наставник может заниматься с одним или несколькими детьми. Сколько тьюторов нужно для коллектива воспитанников, зависит от особенностей образовательного процесса. Часто специалист работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот тьютор выступает как воспитатель, поддерживающий в ребенке стремление к самостоятельности, получению знаний. Наставник в инклюзивном образовании следит, чтобы дети с ОВЗ учились в удобном режиме и успешно социализировались.
Как метод преподавания тьюторство отличается гибкостью в выборе методов обучения, темпа, продолжительности уроков. Поэтому все больше тьютор востребован в дистанционном образовании — e-learning. Наставник «ведет» учеников онлайн, персонализирует и организует учебный процесс.
Где учиться на тьютора?
Чтобы работать по специальности, требуется образование в области педагогики, детской психологии, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ. Российские педагогические вузы совсем недавно начали готовить специалистов. Поэтому работать как тьютор в школе, дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сейчас может воспитатель, социальный педагог, что не совсем правильно.
В том, что должен делать специалист, много специфики, и выполнять должностные обязанности без профильного образования практически невозможно. Выход — специализированные программы ссузов. Среднее профессиональное образование направлено на практику — студентов учат, что делать, дают конкретные навыки работы.
Есть и другая сложность. Тьютор — новая в РФ профессия, ей не всегда «доверяют». Для повышения шансов на трудоустройство желательно, чтобы основная специальность была «классической», педагогической. Но для выполнения должностных обязанностей навыков педагога недостаточно. Решить проблему помогут программы АНПОО «НСПК». Колледж выдает сразу два диплома:
- о среднем профессиональном образовании по направлению «Педагог дополнительного образования»;
- о профпереподготовке по направлению «Тьютор» — для сопровождения лиц с ОВЗ, инвалидностью, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для поступления в колледж не нужны результаты ЕГЭ, нет вступительных экзаменов. Обучение ведется дистанционно*. Уже со второго курса студенты проходят практику, к выпуску накапливая профессиональный опыт. Это помогает легче найти работу. Профпереподготовка проводится на последнем курсе. Два диплома помогают работать как педагог, тьютор — в школе, ДОУ, инклюзивном или другом учреждении образования.
Что должен знать тьютор?
Чтобы выполнять обязанности, специалист должен владеть методиками общей, коррекционной педагогики, индивидуального планирования учебного процесса. Нужны знания в следующих областях:
- законодательство в области образования, семейного права;
- основы возрастной педагогики и психологии, школьной гигиены;
- методики организации процесса обучения в общем, инклюзивном образовании;
- методы поиска информации, в том числе в цифровом виде;
- мотивация, развитие игровой деятельности у детей.
Чтобы заниматься с детьми с ОВЗ, специалист должен владеть методиками специальной психологии, логопедии, сурдо- и тифлопедагогики, уметь диагностировать уровень психофизического развития воспитанников. В зависимости от должностной инструкции и места работы, могут понадобиться навыки коррекционно-развивающей работы.
Должностные обязанности и функции тьютора
Непосредственные должностные обязанности тьютора определяет руководство организации, в которой он работает. Инструкции разрабатываются на базе квалификатора профессий. К функциональным обязанностям специалиста, в целом, относится:
- выявление, структурирование и развитие у детей интереса к знаниям;
- подготовка индивидуальных программ обучения в рамках должностной инструкции;
- сопровождение учеников в процессе обучения, подготовки к урокам, поиска информации для самообразования;
- профориентационная работа, помощь в подборе дополнительных курсов;
- контроль уровня знаний, анализ причин успехов и неудач.
В обязанности также включают составление внутренних должностных инструкций, других документов. При работе с детьми с ОВЗ специалист делает упор на поддержку, активизацию стремления к знаниям, речевого общения.
Важные личные качества тьютора
Тьютор должен легко находить общий язык с разными людьми, устанавливать эмоциональный контакт с воспитанниками. В работе с детьми с ОВЗ нужно безусловно принимать их, быть максимально эмпатичным. Важные для тьютора качества:
- самоорганизованность, пунктуальность, ответственность;
- психоэмоциональная устойчивость;
- тактичность, спокойствие, рассудительность;
- толерантность и высокая культура общения;
- способности к анализу, наблюдательность;
- творческие способности, креативность.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы профессии тьютора:
- большой выбор мест трудоустройства — школа. ДОУ, коррекционные центры, самозанятость и т.д.;
- возможности заработать больше ставки за счет репетиторства, онлайн-обучения детей;
- если место работы школа или другое госучреждение — продолжительный отпуск, педстаж;
- высокая социальная значимость профессии.
Минусы работы тьютора — высокие эмоциональные нагрузки, степень стресса, ответственности за детей, профессиональное «выгорание». Нужно работать с большими массивами информации, постоянно общаться с людьми, работать с конфликтами и проблемными семьями.
Зарплата и карьерные перспективы
Зарплата тьютора зависит от условий работодателя, опыта, образования специалиста. По данным на сентябрь 2020 года, в регионах РФ он получает от 15 до 50 тысяч рублей в месяц. Зарплата московских тьюторов выше — от 30 до 80 и даже 150 тысяч рублей. Работая индивидуально, можно получать в регионах 500-1000 рублей в час. Зарплата тьютора-репетитора в Москве выше, вплоть до нескольких тысяч евро (в эквиваленте).
Повысить доход поможет профессиональный, должностной и карьерный рост. Зарплата опытных тьюторов со знанием языков, коррекционных методик всегда выше. Если место работы — школа или другое официальное учреждение, специалист может занять руководящие посты. Другие направления карьерного роста:
- муниципальные, государственные структуры образования;
- индивидуальная практика — e-learning, коучинг, научно-социальная деятельность;
- коммерческая деятельность — собственный центр развития, частная школа, игровой детский клуб и т.д.
Подробную информацию о профессии и программах обучения для тьюторов предоставят сотрудники приемной комиссии АНПОО «НСПК» по телефону 8 (800) 707-30-78 или оставьте заявку на сайте.