Найти в Дзене

В самом начале пути

Конструктор! Конструктор! Конструктор!

Сейчас сложно встретить человека (не только ребенка, но и взрослого), который хотя бы раз не держал в руках эти пластиковые детали. Рынок заполонило огромное количество фирм, выпускающих несчетное множество разнообразных наборов из знакомых деталей. Можно найти всё, что душе угодно: и по своему карману, и своим интересам.

Зачастую, купленный набор собирается по инструкции и в лучшем случае, им играют какое-то время (пока не растеряется "половина" деталей). Или же просто ставят на полку, как очередной "пылесборник". В худшем — собранную модель забывают в коробке со всеми игрушками, как очередную обыкновенную машинку или куклу...

Но ведь конструктор НЕ ПРО ЭТО!!! Конструктор создан для того, чтобы творить! Фантазировать! Экспериментировать! Строить, разбирать и снова строить!

На просторах интернета, в частности на Ютубе, сейчас огромное количество информации про конструкторы разных фирм. Но, как правило, все каналы посвящены новинкам или сложным самоделкам из деталей technic, где показывают обзоры моделей. Самоделки, в большинстве своем, впечатляют! Много моторов, много деталей, сложные механизмы и функции, сами модели огромных размеров, порой соизмеримых с человеком. И очередной блогер рассказывает о рекордных "цифрах" своей модели, о гениальных (без сарказма) решениях и так далее. Да, это всё очень круто, не спорю. Но как быть тем, кто только открывает для себя этот мир? Кто только вступает в наши ряды, ряды фанатов конструктора? Тем, у кого нет большого количества деталей, электрики, опыта в конце концов! Где его взять, этот опыт? Где научиться? Кого спросить?

С чего начать?! А главное, как не разочароваться в этом и сделать из простой "кучки пластиковых деталей" увлечение все своей жизни?

Возникла идея составить список основных ошибок, с которыми сталкиваются начинающие любители конструктора. Поразмыслив на эту тему, я понял, что основные проблемы, как ни странно, носят не только технический характер. Навык правильно соединять детали приходит со временем. Основная трудность — дождаться этого времени...

Итак, сегодня попробую рассмотреть основные, на мой субъективный взгляд, трудности и проблемы, с которыми сталкиваются "новички" в своих самостоятельных работах. Трудности, с которыми сталкивался я сам, с которыми сталкиваются мои ученики, создавая роботов дома и на моих занятиях. Проблемы, не заметив и не осознав которые, можно зайти в тупик, а не найдя из него выхода, навсегда забросить конструктор.

Первое, с чего, пожалуй, стоит начать — это ресурс. Ресурс деталей.

-2

Если не досконально, то хотя бы примерно нужно понимать, какие у Вас есть детали,

а также — их число. Какой смысл пытаться начать строить, например, средневековый замок, если в наличии лишь десяток серых кубиков для возведения стен? Или пробовать собрать коробку передач, когда под рукой лишь пара шестеренок, да и те одного размера? Такие идеи изначально обречены на провал. Но, к сожалению, уже на этом этапе многие делают ошибки. Загоревшись идеей, смело берутся за дело, а нехватку нужных деталей осознают, когда уже проделан большой объем работ. Когда потрачены несколько часов, а может и вечеров, на постройку модели, приходит осознание того, что сборку завершить не получится.

Обидно очень! Как быть?

Всё предельно просто. Для начала — не стоит браться за слишком амбициозные проекты. Начинать стоит с простого. Не нужно пытаться в первый же день собрать из своего конструктора "Сокол тысячелетия" в натуральную величину! Попробуйте просто собрать абстрактный "звездолет".

Теперь о типах деталей и их количестве.

Конечно же, не нужно пересчитывать все детали и пытаться выучить, как стихи, списки с их перечислением (хотя?..). Нужна регулярная практика в сборке. Строишь — разбираешь, строишь что-то новое - и снова разбираешь. Детали будут запоминаться автоматически. Вскоре, уже на этапе "проекта" Вы сможете понимать, хватит ли Вам тех или иных деталей для воплощения в жизнь задуманной идеи.

-3

Следующий пункт в списке допускаемых ошибок (а как следствие — возникновение проблем) - стремление к "идеалу" или же к 100% сходству с оригиналом.

Начиная сборку модели, в голове мы уже имеем представление о том, что мы хотим

получить на выходе. Будь то реально существующий "прототип", или же плод нашей фантазии — это не так важно. Есть ИДЕАЛ, к которому мы стремимся, который хотим повторить, создав его копию из пластиковых деталек. И как бы ни была прекрасна сама эта идея, ее реализация — непростая задача, даже для опытных самодельщиков. В итоге, дойдя до определенного этапа сборки (у каждого он свой), самодельщик понимает, что его проект очень далек от того, что он хотел собрать. Особенно часто такая история случается, когда, не имея необходимого опыта, люди с ходу пытаются

собрать "вранглер" или всё тот же "сокол тысячелетия". А время и силы потрачены. Да и переделывать всё ой-как не хочется. В такие моменты у многих опускаются руки. А наступив несколько раз на одни и те же грабли, возникает мысль: "может, не тем я занимаюсь?"

Тем! Вот только подход нужно сменить.

Опять же начать стоит с простых и легко узнаваемых моделей. Для удобства и простоты сборки (а также соблюдения пропорций) можно заранее подготовить чертежи собираемой модели. Но главное — ни в коем случае не опускать руки! Пытались собрать копию известного внедорожника в масштабе. Не получилось — бывает, не беда! Назовите модель просто "машиной", и жить станет немного проще! В конце концов — это Ваша самоделка! "Я художник, я так вижу!"

Пробуйте снова. И новую модель собирайте уже с учетом предыдущих ошибок. Но без технических проблем не обходится.

Следующая тема, которую хотелось бы затронуть — это прочность конструкции.

-4

А, вернее сказать — ее отсутствие. Прочность конструкции — это ее способность сопротивляться внешним воздействиям и нагрузкам. Ее нельзя увидеть или потрогать. Но при этом данный параметр необходимо учитывать при создании модели. И, как ни странно, многие вовсе не задумываются об этом! Будет ли смысл в том, что собранная модель будет очень красивой, но при этом будет разваливаться под собственным весом? Не думаю. Если только в каком-нибудь частном случае.

Как же быть? Здесь Вам поможет только одно — опыт. Личный опыт сборки моделей. Сборка по инструкции, сборка личных самоделок "с нуля". Собирать! Собирать! Собирать! С каждой новой моделью понимание этого вопроса будь яснее. И всё же. Прочность. Как ее достичь?

Описать это общими словами, мне кажется, невозможно. А рассмотреть каждый вариант сборки индивидуально — просто абсурд.

Нужен опыт. А где ж его получить?!

-5

Первое — сборка моделей по инструкции. В каждом наборе конструктора есть инструкция по сборке. Иногда на одну модель, иногда — сразу на несколько. Собирайте! Во время сборки Вы своими руками потрогаете элементы, увидите, как они соединяются; поймете, за счет чего достигается жесткость конструкции. Второе — копирование и подражание. В этом нет ничего зазорного и постыдного, это элемент Вашего обучения. Увидев понравившуюся Вам модель на фотографии или видео, попробуйте повторить ее. Конечно же, только с общих видов собрать "внутренности" не всегда возможно. Но они дадут Вам необходимые подсказки, а решения придут сами. Возможно, Вам удастся разгадать и повторить задумку автора, а возможно — придумать собственное решение.

Помимо конструкции в модели важен еще и механизм, который будет приводить ее в движение. Прочность механизма — тут всё понятно, это даже не обсуждается. Важно другое — механизм должен быть РАБОЧИМ. Он должен "крутиться" сам и при этом выполнять свои функции, т.е. двигать элементы модели (вращать колеса и приводить в движение автомобиль; поднимать стрелу крана; двигать руки робота). Красивые механизмы "на бумаге" не всегда оправдывают ожидания. После сборки шестеренки начинают "хрустеть", мощности моторов не хватает, оси скручивает винтом, весь механизм заклинивает... Кроме опыта решить данную задачу помогут знания математики и физики.

Да-да, без них никуда! Нередко сборка сопровождается вычислениями и расчетами. Лист бумаги, карандаш, линейка, калькулятор — всё идет в работу. LDD, Studio, а порой и AutоCad - каждый работает с тем, что ему нравится. После сборки — обязательно пробный запуск модели (всегда волнительный момент - а вдруг?!.). А лучше несколько - с постепенным увеличением числа оборотов, нагрузок, скоростей. Если готовый механизм дал сбой, найти ошибку достаточно сложно. Чтобы не перебирать всю конструкцию, лучше проверять работоспособность еще во время сборки. На каждом этапе строительства, после установки 2-3 новых элементов, не поленитесь прокрутить механизм. Шестеренки должны вращаться, зацепляя одна другую, оси с легкостью прокручиваться в местах креплений, движущиеся элементы (балки, поршни и пр.) не должны блокироваться и мешать друг другу. Установили первую деталь — прокрутили, вторую — всё движется с легкостью. Поставили третью — вращение затруднено. Значит ошибка ЗДЕСЬ. И перебирать нужно не весь механизм, а лишь детали крайнего этапа сборки. В таком случае найти допущенную ошибку гораздо проще.

-6

Говорить про вероятные ошибки можно долго. Способы креплений, сопряжение шестеренок, передаточное число, борьба с люфтами и прогибами — миллионы частных случаев, рассмотреть которые физически невозможно! А моторы, пневматика, датчики, программируемые блоки —

на эти темы вообще можно книги писать! Думаю, некоторые из перечисленных тем мы всё же затронем в скором времени. Пока же остановимся на тех, что уже описаны выше.

Не останавливайтесь, не бросайте начатое, не опускайте руки. Творите, экспериментируйте! С каждой новой моделью (пусть даже неудачно собранной) Вы приобретаете бесценный опыт. И с каждой новой попыткой Ваши постройки будут получаться сложнее, лучше, интереснее. Удачи!