Найти в Дзене
Исчезнувшая история

Топ-3 самых неоднозначных морских сражений

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели! Рады вновь сидеть вас на канале «Исчезнувшая история». Сегодня мы предлагаем вернуться в прошлое, когда морские сражения решали исход войны. Из них мы составили топ-3 самых неоднозначных битв в морской стихии.

Люди превратили моря в арену боевых действий чуть ли не с тех самых времен, как возникло судоходство. Известно о сотнях морских сражений, но лишь избранные вошли в историю, как рекордсмены по количеству жертв, орудийной мощи кораблей и продолжительности.

Самое кровопролитное сражение при Лепанто

Остров Кипр много столетий являлся лакомым кусочком для завоевателей. Всю первую половину 16-го века Османская империя делала попытки захватить Кипр из-за добываемой там меди, производимого оливкового масла, шелка и вина. Остров привлекал турок своим расположением: удобно размещенные порты, приспособленные для ведения торговли и войн, а также открывающиеся возможности тотального контроля за морскими торговыми путями в Средиземноморье.

Битва при Лепанто (изображение взято из открытых источников)
Битва при Лепанто (изображение взято из открытых источников)

В 1570-м году османы вторглись на Кипр. 11 месяцев длилась героическая осада Фамагусты. Не дождавшись подкрепления, венецианский гарнизон сдался. Между тем из сицилийского города Мессины на помощь его защитникам наконец-то отправился флот Священной Лиги. В него вошли корабли под флагами Папы римского, Испании, Сицилии, Венеции, Генуи, Тосканы, Пармы, Савойи и Мальтийского ордена.

По прибытии флота в Корфу ее командующий - дон Хуан Австрийский узнал о победе османов на Кипре и осквернениях ими церквей. Усомнившись в рациональности освобождения целого острова, дон Хуан принял решение атаковать турецкий флот у города Лепанто, что западнее побережья Греции.

Хуан Австрийский был настроен крайне решительно, это отозвалось в его фразе, адресованной капитанам: «Время советов прошло. Ни о чём не беспокойтесь, просто деритесь...»

В битве приняло участие 90% всех галер, которые на тот момент находились в Средиземном море. Но поражает ключевой момент битвы: столкновение флагманских кораблей флотов - османского «Sultana» и христианского «Real». После того, как оба они были взяты на абордаж, начался настоящий хаос, а в сражении решили участвовать даже адмиралы.

Продолжительную, четырехчасовую кульминационную битву описывают так: все участники испытали ужас от происходящего, кровь лилась рекой, а море стало багряным. Огонь и вода слились воедино. Не было свободного участка водной глади: Все было усеяно человеческими телами, оружием, обломками галер, веслами, сундуками. Кто не пал в бою, бился изо-всех сил в предсмертной агонии.

Итог сражения впечатляет. Потери Священной Лиги составили: 12 галер и десять тысяч моряков. Османская империя потеряла в битве 230 галер, из них 170 были захвачены европейцами, число жертв с их стороны - 30 000 человек.

Османская империя потерпела сокрушительное поражение. Так был положен конец ее вековому тотальному влиянию в Средиземном море. Само морское сражение также известно как последнее крупное сражение галер.

Ютландское сражение: самое крупное и безрезультативное

Это морское сражение считается самым крупным по общему водоизмещению принявших в нем участие 250 кораблей и их суммарной огневой мощи.

В морском бою у Ютландского полуострова сошлись немецкий Флот Открытого моря и британский Гранд-Флит. По общему тоннажу погибших кораблей потери англичан в 2 раза превысили потери немцев.

Ютландское сражение (изображение взято из открытых источников)
Ютландское сражение (изображение взято из открытых источников)

В ходе битвы произошло множество казусов:

  • по окончании дневного боя противникам пришлось действовать вслепую, так как они потеряли друг друга из вида и не имели ясного представления о сложившейся обстановке;
  • подбитый немецкий линейный корабль "Позен" протаранил и потопил свой же крейсер "Эльбинг";
  • при потоплении немецкого легкого крейсера "Росток" англичане потеряли 4 миноносца.

Ютландское сражение «прославили» также нерешительные командующие. По результатам битвы не произошло каких-либо серьезных изменений в обстановке на Северном море. Немцы не только не смогли разбить английский флот, но даже в достаточной мере ослабить его, в то время как англичане понесли серьезные потери, так и не разгромив противника.

Самое непродолжительное сражение в Датском проливе

Битва в Датском проливе состоялась 24 мая 1941. В нем приняли участия военные корабли Королевского флота Великобритании и кригсмарине ‒ военно-морской флот Третьего Рейха.

Перед немецким линкором «Бисмарк» и тяжелым крейсером «Принц Ойген» стояла цель попасть в Атлантический океан. Сделать это можно было лишь, пройдя через Датский пролив.

Немецкий линкор «Бисмарк» (фото 1940 года, взято из открытых источников)
Немецкий линкор «Бисмарк» (фото 1940 года, взято из открытых источников)

Эти корабли были замечены дозорными британского корабля «Принц Уэльский» в 05:35. Огонь по врагу был открыт 05:52 с линейного крейсера «Худ». В 06:00 он был подбит залпом «Бисмарка». Героический экипаж носовой башни тонущего «Худа» дал последний залп, и он ушел под воду в течение 3-х минут. При этом погибло 1415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Остались в живых лишь 3 моряка, которых подобрали через 2 часа. Под огонь немецких кораблей попал и «Принц Уэльский». Линкор получил семь попаданий и отступил. «Бисмарк» также пострадал. В статье американского военно-морского журнала Warship International (William H. Garzke, Jr. and Robert O. Dulin, Jr. Bismarck's Final Battle) это событие описывается так:

Один снаряд попал в командирский катер. Второй ‒ прошел через носовую часть, не взорвавшись. Третий пробил корпус под водой и разорвался внутри корабля. Повреждение носовой части привело к тому, что линкор стал оставлять за собой нефтяное пятно.

Все сражение, унесшее около 1500 жизней, продлилось примерно 20 минут.

Сражение в Датском проливе (изображение взято из открытых источников)
Сражение в Датском проливе (изображение взято из открытых источников)

Это была пиррова победа для “Бисмарка”. За поврежденным кораблем началась “охота”. Он был обнаружен и подбит. Командование отдало приказ затопить линкор и спасаться. Но большинство членов экипажа погибло вместе с кораблем, который ушел под воду 27 мая в 10:39 утра.

Спасибо за внимание к нашему каналу! Как вы думаете, завершилась ли эпоха крупных морских сражений и возможны ли они в будущем?