«Меня не ценят!»
«Меня ни во что не ставят!»
«Меня не уважают!»
«Я теряю контроль»
«Наши отношения рушатся!»
«Что делать?»
Это лишь малая часть тех мыслей, которые могут возникать у родителей в ответ на постоянное непослушание ребенка. Сплетение страха, гнева, разочарования, вины, обиды, растерянности могут в этот момент наполнять наши родительские сердца.
Быть родителем очень непросто. Это большая ответственность - ведь нужно помочь ребенку научиться быть в этом мире, найти свое место в нем. Если говорить на профессиональном языке - адаптироваться. А для этого надо многому научиться.
Для того, чтобы это суметь сделать, очень важно, чтобы ребенок мог слышать тебя, следовать твоим инструкциям, соблюдал правила, принятые в семье и в обществе.
Чаще всего так оно и происходит. Дети очень чувствительны к тому, что им говорят взрослые, они быстро понимают, что от них требуется. Это природный механизм, который необходим для выживания. Очень простой пример - правила дорожного движения - нельзя выбегать на дорогу! Есть инструкция, от соблюдения которой может зависеть благополучие ребенка.
Мы опираемся на наш родительский авторитет, чтобы помочь ребенку усвоить эти правила. Именно поэтому мы можем столкнуться с собственной беспомощностью, когда этот механизм дает сбой.
Будучи клиническим психологом в своей профессиональной деятельности я долгое время работала с особыми детьми и их родителями. К сожалению, психика некоторых детей была устроена так, что данный механизм очень сильно давал сбой. Родителям приходилось всегда быть со своими детьми, чтобы контролировать их поведение, иначе мог произойти несчастный случай. Детки просто не усваивали инструкции родителей: кто-то не понимал, кто-то не запоминал, кто-то легко мог поддаться импульсивной реакции и что-то сделать. Приходилось очень долго разрабатывать специальные программы, чтобы дети могли хоть какую-то часть правил усвоить. Это стоило огромных усилий родителям: физических и эмоциональных.
С другой стороны, протесты и непослушание ребенка являются важной частью его личностного развития. Недаром весь интернет наводнен статьями про кризис 3х лет, когда ребенок впервые начинает говорить свое громкое «Нет!». Ведь неспроста так много информации об этом. Будучи родителями мы начинаем беспокоиться, нам важно понять - а что с этим делать? как реагировать?
Получается своеобразный конфликт - мы хотим послушания от ребенка, а ребенок хочет заявлять о своих потребностях. Более того, любой кризис развития (не только 3х лет), стресс способны усиливать протестные реакции ребенка. В эти моменты от родителей требуется определенная гибкость, понимание и поиск компромиссов.
Сразу здесь хочу отметить, что я имею ввиду под непослушанием. Сюда входит: игнорирование требований или указаний родителей, нарушение правил, принятых в семье, невыполнение требования до конца (например, выполнения домашнего задания лишь на половину) или в разумные (установленные) сроки.
Как правило, такие кризисные моменты, когда с ребенком очень сложно договориться, стихают, и в семье снова наступает мир и согласие до следующего такого эпизода. В этом случае, на мой взгляд, нужды в терапевтической работе нет, максимум может понадобиться 1-2 консультации, чтобы помочь родителям понять, как лучше вести себя в эти моменты.
Но есть и другие случаи, когда непослушание не просто не стихает, а усугубляется до такой степени, что справиться с этим очень сложно. Фактически дом превращается в поле битвы. Давайте немного поподробнее остановимся именно на этих случаях.
(1) Возрастной кризис усугубляется в связи с особенностями системы воспитания. Проще говоря, родители что-то такое делают, что реакция ребенка закрепилась и усугубилась. В этом случае, вероятно, потребность ребенка не была услышана, а соответсвенно и удовлетворена. Семья не сумела быстро приспособиться под новые нужды ребенка.
В этом месте мне в голову приходит пример. У ребенка кризис 3х лет, ему важно исследовать мир, появляется «Я сам», «Нет, я». Ребенок очень активный, все время куда-то лезет. Допустим, родители у него мягкие, эмпатичные, очень любящие, но еще и крайне тревожные. Кризис развития усилил родительскую тревогу, они стали все больше и больше его ограждать от чего-то, запрещать. В итоге, переживая внутреннюю неудовлетворенность и напряжение, поведение ребенка усугубилось. В ответ на это усилилась родительская тревога, семья еще больше стала оказывать давление на ребенка, усиливая его протесты. Получается замкнутый круг. Ситуация гипотетическая, но такое вполне может быть.
Это можно отнести к любому возрастному кризису, особенно, к подростковому. В этом случае важно понять потребность ребенка, пересмотреть свой воспитательный стиль, его эффективность, справиться со своими чувствами, сделать необходимые коррективы. Здесь может потребоваться психологическое сопровождение.
(2) Ребенок с рождения имеет «трудный темперамент». Можно сказать, что жизнь ребенка - это один сплошной кризис. Сюда входят детки с ММД, СДВГ, СДВ и другими неврологическими сложностями. «Механизм послушания» изначально дает сбои. Родителям очень трудно договориться с ребенком, сделать так, чтобы он понял, запомнил, а потом еще и последовал инструкции или выполнил правило. Очень сложно заставить ребенка сделать то, что он не хочет делать, но надо, например, школьное задание. Создается ощущение, что дети все время проверяют границы на прочность. Воспитание становится настоящим вызовом для родителей. Такие детки склонны к формированию поведенческих трудностей, если воспитательный стиль не помогает им с этим справиться.
Вспоминается случай с ребенком начальных классов, нервная система которого была настолько нестабильна, что любой мельчайший стимул мог вызвать бурю эмоций и негодования. Это касалось почти всего: выполнение уроков, домашних дел, помощи родителям, отношений с другими. Родители были настолько истощены постоянными препирательствами, что уже ничего не хотелось. Ребенок, конечно, тоже сильно был измучен. Ведь он не мог это контролировать, а родители не знали, как ему помочь.
В этих случаях поведение может усугубиться до такой степени, при которой родители начинают чувствовать, что потеряли контроль над ребенком, что он не принимает их правила, игнорирует все требования. И это происходит не только дома, но и в других местах, например, в школе. Думаю не нужно пояснять, что это значительно сказывается на качестве жизни ребенка, ведь он имеет проблемы почти во всех жизненных областях. Его эмоциональное состояние страдает, самооценка нарушается.
Так как же понять, когда уже простое непослушание перешло в поведенческую проблему, требующую коррекции?
Для этого я буду ссылаться на клинического психолога R. Barkley, который уже 30 занимается проблемами поведения. Он с коллегами в своей книге представил небольшие опросники для родителей, которые через самоанализ могут показать степень выраженности поведенческих проблем. Вы можете просмотреть их и оценить поведение собственного ребенка.
Обведите пункты, которые, на ваш взгляд, проявляет ваш ребенок в той степени выраженности, которая не соответствует детям возраста вашего ребенка и проявляется минимум 6 месяцев.
- Часто теряет самообладание
- Часто конфликтует и спорит со взрослыми
- Часто активно борется против или просто отказывается выполнять правила и требования взрослых
- Часто умышленно делает вещи, которые сердят других людей
- Часто обвиняет других в собственных проступках
- Другие люди часто раздражают и злят его
- Часто обижается и злится
- Часто находится в злобном настроении и демонстрирует мстительность
Если вы отметили, по меньшей мере, 4 пункта, ваш ребенок имеет выраженную степень оппозиционного поведения. Рекомендуется консультация у специалистов.
Если ваш ребенок демонстрирует более 4 поведенческих проблем, перечисленных выше, отметьте следующие пункты, если такое поведение ребенок проявляет в течение 12 месяцев (этот список для детей до 18 лет).
- Часто запугивает, притесняет других или угрожает им
- Часто дерется с другими (исключая драки с сестрами и братьями)
- Использует оружие, которое является причиной серьезного физического повреждения других (например, бита, камень, разбитая бутылка, нож или пистолет)
- Проявляет физическую жестокость к людям (например, связывает и бросает жертву, систематически режет и обжигает жертву)
- Крадет при сопротивлении жертвы (например, грабеж, кража сумок, вымогательство или вооруженное ограбление)
- Часто врет или нарушает обещания, чтобы получить что-то полезное для себя или для избежание долгов или обязательств
- Крадет ценности без борьбы с жертвой (например, магазинное воровство, квартирная кража, фильсификация)
- Без предупреждения гуляет всю ночь, началось до 13 лет
- Жесток с животными
- Преднамеренно уничтожает чужое имущество (не поджогом)
- Преднамеренно совершает поджог, чтобы серьезно навредить
- Убегал из дома на всю ночь, по крайне мере дважды, когда жил с родителями или опекунами (или один раз без возвращения в течение длительного периода)
- Часто прогуливает школу (началось до 13 лет)
- Вторгался в чужой дом, здание или машину
Если у вашего ребенка обнаруживается 3 или более проблем за последний год, ваш ребенок может иметь выраженные поведенческие нарушения. Может потребоваться профессиональная помощь.
Если вы обнаружили, что ребенок проявляет выраженные поведенческие проблемы, то не стоит отчаиваться. Существуют различные программы помощи. Лучше всего себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия. В данном подходе родителям предлагается сделать следующие акценты:
- восстановить отношения с ребенком, сделать их более позитивными
- увеличить свой родительский авторитет, повысить ценность собственного внимания к ребенку, чтобы ему стала важна ваша обратная связь
- изменить свой воспитательный стиль таким образом, чтобы помочь ребенку справиться с поведением
Это может потребовать довольно продолжительной и трудной работы от семьи, но результат - это счастье ребенка, его успешная жизнь в социуме.
Мы с коллегой проводили такой тренинг с родителями, он состоял из 17 встреч, на которых мы изучаем способы помощи детям. Кто дошел до конца, получил хорошие результаты.
К нам обратилась мама, у которой сын младшеклассник настолько плохо себя вел в школе (не слушался учителя, не выполнял задания, выбегал из класса, ничего не делал на уроке, вел себя агрессивно), что их уже не раз вызывали на школьный совет профилактики правонарушений. К сожалению, если ты не знаешь как помочь ребенку, то такие мероприятия мало чем помогают. В результате мы с коллегой посоветовались и пригласили это семью к нам на тренинг. На тот момент он длился полгода, мы помогали маме по-другому выстраивать отношения с ребенком и скорректировать свой воспитательный стиль, в результате поведение ребенка кардинально изменилось. Он из хулигана неожиданно стал учеником, который начал показывать себя только с хорошей стороны. Его самооценка стала более позитивной, эмоциональное состояние улучшилось, негативное поведение ушло. Педагог нарадоваться не мог. Мама была счастлива, ребенок чувствовал себя прекрасно. Самый важный фактор, который помог этой семье - это работа над отношениями.
В заключение хочется сказать несколько слов в поддержку родителей, которые столкнулись с проблемой поведения ребенка. Несмотря на распространенность данной сложности, о ней до сих пор не принято говорить. Родители очень часто находятся в сильнейшем стрессе, переживают глубокое чувство вины и стыда. Все это может помешать в том, чтобы начать помогать себе и ребенку. У меня был случай, когда ко мне из-за стыда не могли дойти на консультацию в течение 2х лет родители ребенка, поведение которого настолько ухудшилось, что начало проявляться воровство и неконтролируемая агрессия. Здесь очень важно сказать, что в случившемся нет ничьей вины (ни вашей, ни ребенка), что проблемное поведение - это результат стечения различных обстоятельств (подробнее о причинах такого поведения можно прочитать в моей предыдущей статье). Задача семьи - без обвинений и упреков увидеть проблему, выделить ее и осознанно поставить перед собой цель и задачи. Если вас беспокоит, что отношения с ребенком сильно ухудшились превратились в череду упреков, то стоит выделить проблему - мало позитивного взаимодействия, отсюда сразу рисуется цель - увеличить такое взаимодействие, несмотря на проблемное поведение ребенка, ну и задачи - пойти куда-нибудь вместе, провести веселый вечер, больше обращать внимание на позитивные качества ребенка и пр.
Надеюсь, что представленный материал был для вас полезен. Удачи вам и позитивных изменений!
Вы всегда можете задать мне вопросы, посоветоваться, поделиться комментарием. Буду очень рада!
Записаться на консультацию можно здесь: https://www.b17.ru/buryka_masha/#consultation
Больше узнать про тренинг для родителей: https://vk.com/psydet?w=wall-132836860_473