Юрий Мачерет — художник столичный, но сейчас живет в Тарусе. Там у него дом, где на втором этаже сделанная собственными руками мастерская, сад, несколько собак и кошек. Семья у Юрия Александровича творческая, жена Марина Андреевна — художник, график, иллюстратор, дочери Марина и Татьяна тоже выбрали живопись.
Сейчас свои работы за 50 лет творчества Юрий Мачерет привез в Калугу. В Музее изобразительных искусств открылась его авторская выставка «Время пришло…»
— Мне не только нравится экспозиция, — говорит директор Музея изобразительных искусств Наталья МАРЧЕНКО. — Но нравится и название «Время пришло», потому что настало время рассказать о себе. Достаточно откровенно, подробно о том, что волнует, о дорогих близких людях, местах, где бывал художник, о том, что грело душу. И этот рассказ окрашен очень светлым, теплым, добрым чувством. Доброта льется с полотен. Я люблю зайти в этот зал, обойти работы. Уже несколько раз приходила, смотрела эту выставку.
Реализм и ирония
Юрий Мачерет родился в 1944 году в Тбилиси в семье кинематографистов. Закончил Московское художественное училище Памяти 1905 года, затем — Институт им. Сурикова. Его работы находятся в музеях и частных собраниях в России, Греции, Болгарии, Польше, Италии, США.
Юрий Мачерет возле одной из работ 2020 года: «Порыв». Оформлена она в ручки от старого выброшенного кресла.
«Отец», работа 1996 года.
Выставка «Время пришло» начинается с небольшого портрета, созданного еще в студенческие годы, и заканчивается картинами последних лет. Юрий Александрович пишет пейзажи, натюрморты, портреты, бытовые сцены. Работает в реализме, но в созданных им образах нет реалистической прямолинейности, особой повествовательности, в них раскрывается метаморфизм, философское осмысление бытия, а иногда скользит ирония.
Работы эмоциональные, наполнены переживанием, осмыслением мира. Много мужских портретов: отца, брата. Женских гораздо меньше.
— Потому что женщин надо любить, а не рисовать, — улыбается художник. — Я люблю свою жену Маришу и вообще всех людей. Люблю рисовать людей похожими и непохожими… Любовь — это вообще главное в жизни. Я пошел в школу в послевоенные тяжелые годы. Она находилась в небольшой рубленой избе, разделенной пополам. В одной части занимались два класса: первый и третий, а в другой — второй и четвертый. Две учительницы вели занятия одновременно. Это были умные, интеллигентные женщины. Моя, конечно, самая лучшая. Она была уже пожилая, наверное, еще церковно-приходскую школу заканчивала или что-то в этом роде. Но эти две учительницы очень осторожно, чтобы нас не подвергнуть опасности, рассказывали о Господе и любви. Любовь — это основа. Если ты хоть немного этого зацепил в жизни, это счастье.
Предсказание учительницы
В детстве Юрий Александрович мечтал стать путешественником.
— Как-то учительница мне сказала: «Ты будешь художником». Я тут же возразил: «Что вы! Я буду путешественником!» Но она ответила: «Ты это совместишь». И мне, действительно, удалось совместить. Я много путешествовал, побродил по свету. Работал в Москве на комбинате. Было такое советское изобретение — Комбинат живописного искусства. И брал дальние поездки: на Чукотку, Камчатку, в Магадан. Путешествовал и рисовал.
Я счастлив и благодарен Господу, что за все мои бесконечные грехи он меня не наказал. Хотя, я считаю, надо было. Я любил актерство, и до сих пор этот грех самолюбования присутствует. Но Господь очень щедро устроил все в моей жизни. Ему, конечно, виднее, я с ним спорить не буду. Он ведь мне дал творческие способности. Это его дар! А я должен был использовать этот дар, не выбросить, правильно им распорядиться.
«Пересечения», 1992 год.
На открытие выставки приехали родные художника, его жена Марина Андреевна, собрались друзья и поклонники живописи.
А мнения калужан читайте в комментариях под этой статьей на нашем сайте.