«Но там же дети!» – как помочь ребёнку влиться в новый коллектив? Об этом наша статья.
Ребёнок-интроверт не жаждет общения, а экстраверт не может без людей, – но эти детки могут поменяться ролями, когда пойдут в детский сад! О том, что бывает в этот период читайте в нашей статье про адаптацию к детскому саду.
Что делать, чтобы ребёнок перестал закрываться и стесняться или общался без агрессии? Читайте ниже.
Вхождение в новый коллектив – это неизвестность. Ребёнок спрашивает себя: Кто это? Живые игрушки, люди? Как с ними разговаривать? Что они могут мне сделать?
2 года, 3, 4, 5 лет – в любом возрасте на первых порах адаптации к детскому саду малыш испытывает:
- Растерянность
- Шок
- Страх
- Непонимание, что делать
От неизвестности. Поэтому ЧТО вам надо сделать ДО посещения детского сада?
— Рассказать ребёнку о том, что такое коллектив и детский сад.
Возраст и проблемы
История №1:
Лариса всегда будет помнить, как её сын Андрей адаптировался в ясельной группе. Ребёнку 2 года, вариантов, кроме садика, нет. Мальчик всегда был застенчив, на площадках занимался сам собой. Приходит он в детский сад… И первые часы всё происходит так, будто он дома с мамой и папой. Но тут бам! Приходит осознание, что мамы-то нет, а вокруг какие-то ляли и тёти. «Что, заменили мне маму?!» – и у Андрея началась паника.
В своём возрасте Андрей не мог принять других детей, а застенчивый характер и не обещал ничего большего, чем отстранение. Что делала мама Лариса?
- Объясняла сыну, что у деток в группе мамы тоже уходят на работу
- Знакомила его со сверстниками, но не заставляла дружить с ними
- Рассказала, почему садик – это полезно
- Забирала малыша пораньше и интересовалась, как он провёл время
Постепенно Андрей привык и начал взаимодействовать с ребятами, проявлять интерес.
История №2:
«Ужас, какой драчун! Что за хулиган!» – у Анны не проходило ни дня без этих слов в адрес своего 3-х летнего Артёма. Мальчик отличался гиперактивностью и задирался ко всему, чему можно и нельзя.
Экстраверт чистой воды: на детских площадках Артём пытался подружиться с каждым, пока дело не доходило до того, что соседка Рита была в слезах: «Он забрал мои игрушки!»
Анна объясняла сыну, что так нельзя, что в садике тебя будут наказывать за такое отношение к детям. Все проходило мимо ушей, но тут начался детский сад. «Мир, дружба, жвачка» – интерес к одногруппникам у Артёма был сильнее всех. Да только эгоизма было ой-ёй-ёй. Мама мальчика предпринимала меры:
- В форме игры Анна учила сына, как общаться с детьми. «Ты должен не только забирать игрушки, но и делиться своими, и тогда будет хорошо всем!». Как и игры на расставание, игры на хорошее поведение работают эффективно.
Экстравертность – это здорово! Главное вовремя убрать эгоизм.
История №3:
Лизе скоро 5. Она ходит в среднюю группу детского сада. Лучшие друзья девочки – плюшевые зверята и кукла Таня.
«Вся в себя» или девочка-интроверт порой со слезами на глазах наблюдает за группами друзей в её группе: у каждой есть своя заводила и 2-3 друга-паровозика. Лизе такой расклад не нравится, а её маме Оле не нравится закрытость девочки.
Что надо делать, если у вас такая же ситуация?
- Понять, что все разные и не заставлять ребёнка общаться и заводить друзей.
- Если происходит травля над ребёнком, принимайте меры: разговаривайте с обидчиками и их родителями.
- Как можно больше взаимодействуйте со своим интровертом и знакомьте его со сверстниками через себя, постепенно: приглашайте в гости деток постарше или помладше, наблюдайте за их игрой, чтобы ребёнок совсем не разучился общаться.
Чем старше ваш малыш, тем сильнее ему нужны приятели. Даже если он интроверт, в глубине души он тоже может хотеть общаться с кем-то, кроме вас.
— Поэтому очень важно приучать своего малыша к коллективу в самом маленьком возрасте, чтобы он знал, что вокруг разные, но, в то же время, похожие на него детки.
Успешное вхождение в коллектив – это?
1. Самооценка
Говорите ребёнку, что вы любите его всегда, подчёркивайте его ум и доброту. Знание себя, уверенность в своих силах помогают адаптироваться быстрее.
Объясняйте, что если Маша одета как-то по-другому, а у Пети есть крутой конструктор из рекламы, то это ничего не значит. Каждый крут по-своему!
2. Чувства и эмоции
Разрешайте своему уже не малышу высказываться и проявлять различные эмоции. Если он выплёскивает обиду или агрессию, ведь «Почему в садике мне не уделяют много внимания, как дома?» – пусть! Беседуйте с ним на эту тему, и обиды пройдут.
3. Слова – золото
Проявляйте интерес к ребёнку словами, спрашивайте о его времяпрепровождении. Учите разговаривать – это лучший навык для знакомств в садике, школе, на работе! Когда ребёнок умеет высказываться, пересказывать сказки и мультики – к нему тянутся и дети, и взрослые.