В последнее время активно обсуждают слова премьера Михаила Мишустина о жадности предпринимателей, владеющих торговыми сетями и производством. Но ведь это нормально для капиталиста – по максимуму получить выгоду!
До революции создание доходных домов в Петербурге было одним из самых успешных бизнесов. Ими пытались заполнить как можно больше пространства, из дворянских особняков делали те же доходные дома. Из-за этого к началу XX столетия весь петербургский центр был заполнен домами, которые до сих пор популярны среди туристов.
Однако мало кто задумывается над тем, что многие архитектурные достопримечательности служили лишь для увеличения прибыли владельцев. То есть имела место та самая жадность, только было бы неправильно употреблять данное слово с негативным окрасом.
Городской ориентир
Если доходный дом располагался на угловом участке, владелец украшал его башенками. К тому же в Петербурге не имелось ограничений по высоте здания. К примеру, высота Зимнего дворца составляет 23 метра.
Как правило, башни были жилыми. Почему бы не использовать лишние метры? А еще надстройки выполняли функцию ориентира. В конце XIX века в северной столице уже существовала нумерация домов по современному типу: указывались улица и номер дома. Однако порой было проще описать словами определенное здание, так как они были узнаваемыми. Например, «идите к дому Мурузи» или «надо попасть к дому Иоффа». Это была хорошая реклама – постоянное повторение названия здания в разговорах.
В Москве было иначе: ориентиром служили колокольни храмов, коих было немало. Каждый колокол имел свое название. Сегодня же как ориентир мы называем станцию метро.
Функция украшенных фасадов
Способы украшений фасада – отдельная тема. Многие строения похожи на дворцы, выполненные в стилях неоготики, неоренессанса, неоклассицизма, неоромантизма, европейского или северного модерна. Кажется, что это лишние траты, так как капиталисту чем дешевле здание, тем лучше. Зачем делать дорогостоящий заказ у популярного архитектора? По логике, такие дома для аренды должны были быть не лучше, чем современные «человейники», однако были задействованы изощренные приемы, например, панно из мозаики. Этим знаменит доходный дом Лейхтенбергского.
Предприниматели знали, что уникальные украшения окупятся повышенной арендной ставкой. Кроме того, индивидуальный декор будет ориентиром. А если такое здание располагалось на углу и могло похвастаться уникальным декором, оно становилось особенно приметным. Так возникали главные городские ориентиры — к ним относится, например, Дом Розенштейна.
Зачем нужны дворы-курдонеры?
Курдонером изначально назывался дворик перед дворцом, который ограничивали боковые флигеля. Они возникли еще во время правления Людовика XIII. Такие дворы и на сегодняшний день притягательны за счет своего убранства. В них сочетаются черты известных дворцов и городских усадеб в Москве, в которых основное здание было утоплено в глубине сада. Один из красивейших примеров – Дом Лидваля, над которым работал знаменитый шведско-русский архитектор. Здание предназначалось его матери.
Однако функция курдонера при доходном доме менее поэтична: так увеличивали количество комнат, чьи окна выходили на улицу, а не на лишенный привлекательности двор. Подобные комнаты стоили дороже, принося домовладельцу больший доход.
Популярные места обратной стороны
Сегодня туристы нередко посещают дворы-колодцы. Все знают: тесные дворики – последствия стремления предпринимателей максимально застроить свой участок.
Не меньше туристов и фотографов привлекают световые дворы, представляющие собой маленький колодец внутри доходного дома. Попасть туда можно лишь одним способом: только через квартиру в здании. У световых дворов была простая функция – увеличение числа комнат с естественным светом, что также делало цену на аренду выше.
Еще одним элементом двора доходного дома считаются закутки. На стыке стен образовывали некие полуколодцы, чаще всего один, но иногда больше. Доподлинно неизвестна их функция даже экскурсоводам, есть разные предположения, ведутся споры. Согласно самой правдоподобной версии, они нужны для кухонного помещения: через окна попадал свет и устранялись неприятные запахи. Также через такой закуток было удобно поднимать на кухню дрова, воду и другие хозяйственные грузы при помощи веревок и лебедок.
Потолочная высота
Мы до сих пор удивляемся высоким потолках в старых домах! С точки зрения бизнеса домовладельцу невыгодно делать высокий потолок, ведь так получается меньше этажей. Скорее всего, так бы оно и было, но свою роль сыграли гигиенические ограничения. Дома топили с помощью печей, вследствие чего возникал угарный газ, скапливавшийся под высокими потолками, но постепенно выветривающийся — иначе бы он попадал в дыхательные пути проживающих. Хотя такое правило не соблюдалось в отношении самых бедных жильцов, снимающих чердаки и мансарды.
Привлекательность эркеров
Еще одна отличительная черта доходных домов Петербурга – фасадные выступы, производящие эффект. Наиболее красивы угловые эркеры. Так, эстетика сочетается с прибыльностью: эркеры позволяют увеличить комнатную площадь, сделать ее более светлой.
Восхитительные витражи
Поражает, как они умудрились сохраниться за более сотни лет, несмотря на суровую блокаду. Витражи давно приобрели известность в качестве художественного приема — видимо, с тех времен, когда люди научились производить цветное стекло. На протяжении долгого времени они были доступны только хозяевам дворцов, но со временем технология становилась более доступной, обратив на себя внимание предпринимателей, владеющих доходными домами.
Витражи стали украшением парадных лестниц доходных домов, причем несли в себе не только эстетическую функцию: они помогали закрыть вид на внутренний двор, где располагались хозяйственные здания, выгребные ямы и все, что для жильца могло быть неприятным зрелищем.
Вероятно, именно по такой причине многие витражи не затронула петербургская блокада: волны взрыва не доходили до этих окон, так как они выходили на дворовую часть.
Необычные архитектурные формы
Художники и фотографы нередко интересуются домами-утюгами (так их называют из-за острого или тупого угла двух стен, выходящих на разные улицы). Такая конфигурация также продиктована стремлением по максимуму застроить приобретенный участок.
Жадными были и городские власти, отдававшие под застройку неудобные участки, которые гораздо лучше подошли бы для создания сквера. Впоследствии стали появляться также дома-стены, дома-кольца.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Что выставлено в Музее отвратительной еды, сколько лихтенштейнских солдат вернулось с войны и другие интересные факты
✅ Как подружиться с Абхазией? Что стоит посмотреть в Сухуми?
✅ 17 фотографий, на которых что-то такое огромное и масштабное