Каждый знает, что брать чужое - плохо, но в музыкальном мире плагиат встречается очень часто и даже классики не гнушались выдавать чужие сочинения за свои. Но, как говорится, воруют бездарности, гении заимствуют.
Взять хотя бы Моцарта.
Известно, что Моцарт брал отовсюду понравившиеся ему темы с детской непосредственностью. И, как правило, делал из них шедевры. Кто бы знал Сонату автора Муцио Клементи Cи-Бемоль мажор, одну из ста шестидесяти, если бы Моцарт не использовал её с блеском в своей увертюре к "Волшебной флейте" в 1791 г.?
Плагиатом известен и Бизе.
Когда он писал свою "Кармен", во Франции уже существовало авторское право на музыкальные сочинения, и вообще, считалось неприличным пользоваться чужими идеями. Если это и случалось у музыкантов, то чаще вследствие неосведомленности. При написании «Кармен» в 1874-1875 г.г. Бизе шерстил сборники кубинских песен. В них он обнаружил знаменитую «Хабанера Кармен». Он решил, что это народный напев и тем самым нарушил авторское право Себастьяна Ирадьера. Песня оказалась авторской, однако, ее автор на момент написания «Кармен» уже умер. Говорят, что после обнародования «Кармен» Бизе указали на его оплошность, и он вписал имя Ирадьера в партитуру оперы.
В плагиате был уличен и Игорь Стравинский.
В годы его проживания во Франции под окном его гостиничного номера шарманщик каждый день играл одну и ту же забавную мелодию. Ничего не подозревая, Стравинский включил её в свой балет "Петрушка". Премьера балета прошла в 1911 году в Париже с триумфом. Однако после премьеры обнаружилось, что мелодия имеет автора. Им оказался престарелый месье Спенсер. Стравинский долгие годы вынужден был делиться с ним и его потомками гонораром за каждое исполнение балета.
Кто знает, имели ли бы мировое признание вышеуказанные шедевры, если б не попались на слух известным композиторам?
Автор: Кристина Крюкова