У одной женщины было два сына – Край и Черезкрай. Совсем разные были братья.
У Черезкрая не держалась в доме даже вода весной, он жил одним днем, что приходило в его руки, тут же улетучивалось. Зачем переживать о завтрашнем дне, ведь он никогда не наступает? Есть только сегодня, только это мгновение имеет смысл и ценность, и потому не стоит ничего откладывать на потом. Дом его был полон друзей, и прекрасные женщины с готовностью дарили ему свои улыбки. Но могло быть и так, что ему нечего было положить в тарелку, и тогда он оставался один. Отлично, говорил Черезкрай, ведь привязанности не делают никого счастливым. Да здравствует свобода, завтра будет новый день, он принесет и кусок хлеба, и праздник снова наполнит мой дом.
Край не мог спокойно относиться к таком расточительству, потому что видел ценность жизни в собирании ее из самых небольших крупиц. Он наслаждался, наблюдая, как приумножается достаток в его доме, а каждую необходимость пожертвовать чем-то тщательно оценивал. Принесет ли это вложение прибыль в дальнейшем и как скоро? Пустым развлечениям и случайным людям было совсем не место в его доме и жизни.
Настал момент, когда и родной матери стало невыносимо жить впроголодь при полных закромах, и она ушла ко второму сыну. Но когда у того не оставалось, чем укрыться зимней ночью и что собрать на стол, то горюя о непутевом Черезкрае и желая облегчить ему жизнь, мать снова возвращалась к благоразумному Краю, у которого тоже голодала.
Так братья и жили на разных берегах бурной речки и по понятным причинам совсем не общались друг с другом.
Однажды мать сильно заболела, и оказалась она в это время у младшего Черезкрая. В доме не было денег, чтобы позвать врача или купить лекарство, лошадь, на которой можно было бы добраться до города и привезти помощь, ускакала, потому что не была привязана, крыша протекала, в доме гулял ветер от щели к щели, и даже мыши покинули его, потому что не на чем было повеситься. Черезкрай понял, что не к кому обратиться за помощью, и сам он бессилен. Тогда он пришел к берегу реки и стал звать старшего брата: «Край, прости, я был неправ и могу поплатиться жестоко за свое расточительство, прости, что не слушал твоих разумных предостережений и помоги».
В это время в жизни благоразумного Края тоже наступил край – жена умерла от постоянных лишений, детей бог не послал, а друзей никогда и не было в доме, да и сам дом постоянно требовал вложений, ремонта и тем самым приводил душу Края в жестокую тоску. Может, действительно, что-то я делаю не так, если живу по самым правильным правилам, а счастья нет. Только мать всегда меня любит, но и ее я уже так давно не видел. Так он думал, в тоске слоняясь по берегу реки. И тут услышал зов младшего брата.
Обрадовался Край, что правда восторжествовала и хотел тут же плыть навстречу в лодке, но оказалось, что старая и худая веревка, которой она была привязана, давно порвалась и лодку унесло течением. Бросился брат в дом, найти доски для моста, ведь у него был запас на случай строительства и ремонта дома, когда уже совсем настанет такая необходимость – но обнаружил, что доски сгнили, так давно они ждали своего применения. Сундук золотых, собираемый все эти годы вытащил он на белый свет, но оказалось, что слуги, которым он не доплатил жалованье, и нанял по дешевке на большой дороге, оказались разбойниками и украли все деньги. Заплакал Край, пришел на берег и сказал: «Ты был прав, братец, я впустую терпел и во всем отказывал себе и близким, вся моя мудрость житейская обратилась в пыль».
Умерла мать, не смогли ее спасти братья. Но они вместе построили мост, и стали жить вдвоем, усыновили девочку-сироту и назвали ее Серединка. Каждый вкладывал в ее воспитание всю свою мудрость, усвоенную в жизни, и выросла девочка им на утешение и всем добрым людям на радость – с добрым и разумным сердцем, таким которое бывает только у по-настоящему Щедрых людей. И достаток поселился в их дома навсегда.