Найти тему
Мурманский вестник

Позиционная война борщевику!

Тема распространения этого гигантского сорняка возникает ежегодно - по мере того, как, проснувшись весной, он буйно и даже нагло начинает заявлять о себе, вырастая прямо на глазах.

Позиционная война

Да, в наших городах борщевику объявлена война, но пока война эта, похоже, позиционная: наглеть сорняку сильно не дают, хотя и сдаваться он не собирается.

Работа с ним ведется, и это видно. Так, апатитские власти ежегодно выделяют из бюджета деньги, и немалые, на выкашивание вредоносного растения на общественных территориях, вокруг домов это вменяется в обязанности управляющим компаниям. Если почитать Стратегию социально-экономического развития Апатитов на 2021-2025 годы, то можно увидеть, что средства город изыскивает в рамках муниципальной программы по охране окружающей среды, и цель - ни много ни мало - полное уничтожение сорняка.

В Кировске тоже ведется борьба со злостным «завоевателем», и тоже достаточно системно. Но, как уже сказано, борщевичные зонты все равно виднеются и там, и здесь. Он даже пополз в березово-ивовый лес, что слева от дороги, ведущей от въездного кольца к проспекту Ленина.

- Это безнадежно испортит лес, ведь под борщевиком погибают все травянистые виды. В соседнем городе мы также видим сорняк, буйно разросшийся на пустыре между торговым центром «Май» и железной дорогой, на «Пионерском поле» в старых Апатитах. Это очаги, откуда он будет распространяться дальше, ведь у борщевика огромная семенная продуктивность - около 10 тысяч семян, то есть из-за одного растения может появиться несколько сотен новых, - говорит Михаил Кожин, доцент кафедры экологии и географии растений биофака МГУ имени Ломоносова, а также сотрудник Полярно-альпийского ботанического сада-института.

Вершина айсберга

Михаил - главный эксперт по заносным растениям в Кольском крае, а значит, и по борщевику, который к ним относится. Растительный мир нашего региона - это сфера его постоянного научного интереса, а на протяжении двух лет он изучал разнообразие именно заносных растений.

- Мы смотрели, в какое время и с какой скоростью появлялись заносные растения в Русской Лапландии, которую теперь называют Мурманской областью, - рассказывает он. - Я обработал научную литературу по этому вопросу с середины XIX века и до наших дней. Если в 1831 году было известно около 40 видов растений, пришедших сюда с человеком, то на границе XIX-XX веков - уже сто видов. В эпоху активной индустриализации, то есть в середине прошлого века - 250 видов, сейчас - полтысячи. Это естественный процесс, но он нуждается в корректировке, и один из аспектов - борьба с борщевиком. Борщевик - это только вершина айсберга, есть и другие проблемы, которые нужно решать, - роза морщинистая, таран Вейриха, козлятник, элодея канадская… Они тоже захватывают большие территории, подавляя остальную растительность. Буквально на днях в Апатитах на железнодорожных путях обнаружил еще одно потенциально опасное инвазионное растение - облепиху.

Как дома

Если же вернуться к борщевику, то, как известно многим, он выходец с кавказских высокогорий. Правда, там токсические свойства его сока не так ярко выражены, как в северных широтах, где сорняк вполне уютно себя чувствует благодаря прохладному и влажному климату. Почти как дома. И спектр солнечного света разнится, что влияет на его токсичную активность не в лучшую для нас сторону, как пояснил Михаил Николаевич.

С Кавказа борщевик попал на опытные площадки сначала Полярно-альпийского ботанического сада, потом ПОСВИРа и совхоза «Индустрия». А потом, хотя его культивация довольно быстро прекратилась, пробрался в города, когда для этого самой жизнью (и экономикой) были созданы условия: прежде возделываемые поля и кошеные луга превратились в заброшенные пустыри. Этого-то он и ждет, как правило. И еще любит нарушенные территории, например, быстро распространяется на месте строек.

Поясним, речь идет о нескольких видах гигантского растения, которые и доставляют нам неприятности, - это в основном борщевики Мантегацци и Сосновского с белыми зонтиками. А вот сибирский, который гораздо мельче и с желтыми цветками, безобиден, он действительно использовался для приготовления борща. По предположениям ученых, брали, скорее всего, корнеплод, по вкусу, запаху и виду схожий с морковью.

Научный интерес

Хотя с различением двух гигантских борщевиков все не так просто, как пояснил Иван Чадин, замдиректора по научной работе Института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. Вместе с коллегой Ильей Захожим он прилетел в Мурманскую область на несколько дней, чтобы взять материал для дальнейших генетических и систематических исследований сорняка.

- Если для хозяйственников не так важно, какой борщевик появился на их территории, поскольку методы борьбы с ними одинаковые, то для науки различение видов - принципиальный момент, а это не всегда просто, - рассказал он. - Еще не до конца ясно, какой именно борщевик привезли в свое время сюда с Кавказа. Вот это растение, которые мы видим перед собой, в России называют борщевиком Сосновского, а в Европе его же назовут Мантегацци. Сюда мы прибыли в поисках Мантегацци, поскольку на Кавказ выехать не можем.

История борщевика в Коми начинается с 50-х годов и связана с нашим Полярно-альпийским ботаническим садом-институтом. Сотрудник Коми научного центра Константин Моисеев был выходцем из ПАБСИ и после войны стал заниматься тематикой, знакомой по Хибинам, - новыми перспективными силосными кормовыми культурами. И вот теперь вырвавшийся из-под контроля борщевик стал в республике большой проблемой.

- По сравнению с нашим регионом у вас его почти нет, - поделился первыми впечатлениями Иван Федорович.

Именно поэтому борьба с опасным сорняком должна быть очень активной и неотложной, ведь его очаги имеют четкую локализацию и могут быть ликвидированы, пока окончательно не вышли из-под контроля.

Не выкосить

По словам Михаила, в Подмосковье и Тверской области гигантские борщевики оккупировали многие гектары. У нас очаги образовались в Апатитах, Кировске, есть пятна в Африканде, под Мурманском и немного в Кандалакше и Полярных Зорях. Основные массивы - как раз в тех местах, где его в свое время пробовали культивировать. Если проблему не решить кардинально, то и у нас со временем появятся плантации опасного сорняка, который здесь, как уже было сказано, чувствует себя лучше, чем на родине, а потому охотно заселит такую привлекательную территорию.

С точки зрения специалистов, выкашивание - самый неэффективный способ борьбы с борщевиком. Выкашивание лишь помогает предотвратить его распространение и дает определенный эстетический эффект - газон выглядит более ухоженным. Однако из года в год сорняк вновь там будет вырастать. Кроме того, при косьбе сок борщевика может попасть на человека. Растение считается настолько опасным, что Иван Чадин счел необходимым дать через СМИ краткую, но исчерпывающую инструкцию: «Просто к нему не подходите. В любой период его роста, при любой погоде. Самое лучшее, что вы можете для себя сделать - не контактировать с ним».

Будут предложения

Гербициды же, как уверяют специалисты, не представляют собой угрозы для тех, кто их использует, при условии соблюдения техники безопасности. Никаких рисков обработанные площади не несут для горожан и домашних животных. Гербицид воздействует исключительно на зеленые листья, причем действующее вещество не токсично для иных живых организмов.

Достаточно три сезона подряд в июне, в период вегетации, когда борщевик поднялся и сомкнул листья, один раз обработать все площади, где он растет. И уже на третий год останутся только единичные экземпляры, далеко не такие ядреные, как поначалу. Кроме того, начнут восстанавливаться другие растения. А на четвертый сезон борщевик должен исчезнуть.

Конечно, поначалу погибнут все растения на обрабатываемой территории, но жалеть тут нечего, ведь борщевик все равно вытесняет зеленых соседей.

- Лучше гербицида на больших площадях пока ничего не придумано. Сейчас регионы борются с борщевиком каждый, как считают нужным, единой комплексной программы борьбы с инвазионными растениями в стране нет, нет единого подхода, научно и экономически обоснованного, есть только предложения ученых, - говорят мои собеседники.

Михаил Кожин заверил, что собирается и дальше заниматься этой проблематикой. И уже осенью этого года планирует систематизировать свои предложения и направить в областное правительство для разработки плана мероприятий для ликвидации очагов опасных растений.

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.07.2021