Найти тему
Загадки Истории

НАХОДКИ АРХЕОЛОГОВ, КОТОРЫЕ ПЕРЕВЕРНУТ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Оглавление

Современные итальянцы считают себя наследниками древних римлян, египтяне - строителей пирамид и только русскую историю принято начинать почему то тогда, когда остальные народы-современники уже давно заявили о себе, основали свои государства. Невольно возникает вопрос: а нет ли в прошлом нашей страны каких-то забытых страниц? Один из ярких примеров такого незаслуженного забвения - народ- носитель культуры, в археологической науке получившей название «культура рязано - окских могильников». Задолго до образования Киевской Руси и возникновения государственности на территории современной России рязано – окцы смогли создать мощнейшее милитаризованное варварское протогосударство, существовавшее с 2 по 7 век нашей эры на огромной территории Поочья (современных Рязанской, Московской и Владимирской областей, республик Мордовия, Чувашия и Марий-Эл). Но вы не прочтете об этом ни в одном учебнике, несмотря на то, что ученые все увереннейговорят об этом. Итак, вот несколько находок археологов, которые перевернут ваши представления о прошлом нашей страны!

Золотая ложка из Индии, 5-6 в.в.

Эта индийская ложка была найдена в погребении воина древнего народа в самом центре России, в Рязанской области. она датируется 5-6 веком новой эры. Могильник оставили представители так называемой рязано-окской археологической культуры. А вот точная реконструкция этого погребения, выполненная художником Павлом Алешиным.

-2

На плечи двухметрового воина была накинута медвежья шкура. Та самая ложка висела на поясе, и, видимо, была приобретена им в одном из дальних военных походов. Эта ложка - лишь одно из свидетельств того, что жившие здесь были полноправной частью цивилизации, а не ее задворками. Ложка сегодня хранится в коллекции Шиловского краеведческого музея

Римское вооружение ( 2-3 вв.)

-3

Римские мечи, монеты, шлем: Многочисленные находки на территории Среднего Поочья предметов, связанных с Римской империей, свидетельствуют, что воины рязано-окцев служили в римской армии в отрядах ауксилариев (отряды из иноземцев). Один из таких отрядов находился на Британских островах. Как считает знаменитый французский лингвист Жорж Дюмезиль, именно сарматские воины - ауксиларии подарили англичанам миф о волшебном мече из озера, который лег в основу легенды о короле Артуре. Этот же мотив часто встречается в народных преданиях Шиловского района Рязанской области.

Медальон римского императора Септимия Севера (194-196 гг. н.э.)

-4

Эта уникальная находка для Центральной России! Она сближает Рязано-окцев со знатью германцев, которые также использовали римские монеты в качестве медальонов. Такие медальоны - статусные украшения, которые представители варварской элиты получали от императорского двора в качестве даров или наград. Медальон Септимия Севера находился в погребении, которое по количеству и уровню находок опять же близко к княжеским погребениям Западной Европы. Медальон свидетельствует о том, что здесь на берегах Оки, так же как и среди знати европейских варваров, было популярно подражание традициям Рима, а значит происходили и сходные процессы образования предгосударств на осколках рухнувшей империи. Варварское королевство Рязано-окцев охватывало огромные территории центральной России, Мордовии, Чувашии и Марий-Эл, и согласно одной из гипотез, именно оно, а не варяжский импульс и легло в основу многонационального Российского государства!

Кошибеевский комплекс

На фото: женские украшения «кошибеевского»типа, найденные на территории Шиловского района Рязанской области
На фото: женские украшения «кошибеевского»типа, найденные на территории Шиловского района Рязанской области

Эти женские украшения оставлены первым потоком рязано-окцев, пришедших на Рязанскую землю еще в 1 в. н.э.  Кто такие рязано-окцы? По самой популярной гипотезе они - фино-угры, есть версия, что они - балты, сегодня все больше свидетельств в пользу того, что они были - сарматами Аорсами. Вот реконструкция погребения рязано-окской амазонки. Воинственные пришельцы, даже женщины которых сидели на конях и сражались на равне с мужчинами, быстро покорили живших здесь представителей городецкой археологической культуры, оставили что-то вроде своего форпоста и двинулись дальше на территорию современной Эстонии, а затем и Финляндии, вызвав Великое переселение народов. Вместе с готами, германцами и иными племенами они взяли Рим и… вернулись в Среднее Поочье, создав здесь в 5-м веке варварское королевство. В ранних женских погребениях встречаются античные золотостекляные бусы, многочисленные бляшки и бляхи, которые входили в состав головного убора и украшали праздничную «сряду».

Готские артефакты (3-4 вв. н.э.),

Многочисленные предметы черняховской культуры, которую археологи уверенно связывают с народом готов, найденные на территориях рязано-окцев, позволили ученым уже уверенно говорить, что в 4 в. они были частью огромной готской державы, раскинувшейся от Крыма до Карпат. И участвовали в их походах, в том числе на Рим. Готский историк Иордан в середине 4 века н. э. среди народов, которые платят дань Германариху перечисляет «Морденс и Меренс ин Мишарис». Большинство современных лингвистов уверены, что речь идет о «Мордве и Мере в Мещёре». Историками высказывалось предположение о военном союзе готов и рязано-окцев, которые были северной военной фалангой государства, державшего в страхе половину Восточной Европы.

Ритуальные предметы Рязано-окцев

На фото: маска жреца с м. Ундрих 5 в. (реконструкция), факел сарматского типа для обрядов с бычьими головами (2-3вв.), серповидный нож для жертвоприношений, поясные шаманские застежки в виде стилизованных птиц и коней (2-4 вв,. с. Ерахтур, аналоги встречаются в Кошибеевском могильнике). Миниатюрные светильники-лампадки.
На фото: маска жреца с м. Ундрих 5 в. (реконструкция), факел сарматского типа для обрядов с бычьими головами (2-3вв.), серповидный нож для жертвоприношений, поясные шаманские застежки в виде стилизованных птиц и коней (2-4 вв,. с. Ерахтур, аналоги встречаются в Кошибеевском могильнике). Миниатюрные светильники-лампадки.

Жрец был похоронен в этой маске. Возможно, при жизни он вступал в противоборство с духами и богами, поэтому после смерти его лицо было закрыто, чтобы он не был узнан… Также на фотографии факел сарматского типа для обрядов(2-3вв.), серповидный нож для жертвоприношений, поясные шаманские застежки в виде стилизованных птиц и коней (2-4 вв

Еще одна интересная деталь - в могилах жрецов рязано-окской культуры часто находят так называемые «дары» - берестяные туески с женским нарядом. До 20 в на территории Шиловского района Рязанской области считалось, что колдовство - это исключительно женское занятие, а если мужчина хочет колдовать, он должен переодеться в женские одежды.

Письменность

На фото: горшок с надписью, найденный под Алеканово (Рязано-окская археологическая культура, реконструкция), фрагмент глиняного черепка  (5 век), пока не исследованный берестяной кусочек, возможно берестяная грамота.
На фото: горшок с надписью, найденный под Алеканово (Рязано-окская археологическая культура, реконструкция), фрагмент глиняного черепка (5 век), пока не исследованный берестяной кусочек, возможно берестяная грамота.

С рязано-окцами связана и самая громкая сенсация начала 20 века. Тогда отец отечественной археологии Василий Городцов нашел на Алекановской дюне горшок с загадочными знаками. Сегодня количество таких находок уже значительное. Однако, что это: письменность, календарные знаки, или родовые тамги по сей день не известно. К сожалению, прочитать их мы не можем. Вероятнее всего, это протогерманское руническое письмо, которым записаны местные слова. Однако, загадочным знакам есть параллели в этнографической практике, например знаки на домах, сохранившиеся на территории Шиловского района по сей день.

-8

Головной убор "Мировой матушки"

Реконструкция по погребению костюма Мировой матушки, выполненная Павлом Алёшиным
Реконструкция по погребению костюма Мировой матушки, выполненная Павлом Алёшиным

Этот убор был признаком высочайшего социального статуса его носительницы. В погребениях он встречается не чаще одного в поколение. А вот реконструкция погребения с таким головным убором, сделанная художником Павлом Алешиным. По одной гипотезе это сохранившаяся в этнографической практике Рязанской земли "Мировая матушка", которая стояла во главе этого народа, ей подчинялись девы - градоправительницы, а им - князья, руководившие дружиной. Это та, которая правила и принимала решения.Женщины вообще занимали важнейшее положение в этом обществе. На её поясе - пулугай, изначально состоявший из скальпов врагов. до 7 в. в погребениях у женщин Рязано-окцев встречается многочисленное оружие, свидетельствующее, что они сражались наравне с мужчинами.

Ажурная бляха

на фото: женское нагрудное украшение 5 в.
на фото: женское нагрудное украшение 5 в.

Это одно из самых ярких произведений ювелирного искусства рязано-окцев и своего рода космогоническая картина их Вселенной. Здесь четко прослеживается деление на три мира: небесный, земной и подземный, характерное для многих индоевропейцев. В самом центре мироздания - Божья Матушка. Её руки образуют первый круг - мир, который она как бы обнимает, оберегает. Второй мир-круг образуют руки Богов, головами расположенных к центральной фигуре. Ну а третий мир - внешний круг.  Картина мироустройства считалась сильнейшим оберегом, поэтому и носилась на груди, оберегая и женщину и её ребенка.

Предметы вооружения и воинской моды (5 в.)

На фото: наборный пояс с накладками геометрического стиля, крестовидные фибулы рязанского типа, византийский меч с рукоятью из слоновой кости ( м. Борок, Шиловский район Рязанской области)
На фото: наборный пояс с накладками геометрического стиля, крестовидные фибулы рязанского типа, византийский меч с рукоятью из слоновой кости ( м. Борок, Шиловский район Рязанской области)

Учёных поражает количество вооружения в погребениях Рязано-окцев, не характерное для других их современников. Такое количество оружия не встречается в других культурах, и говорит о том, что они были высококлассными профессиональными воинами, своеобразными «викингами» той поры. А соответствие оружия - престижной европейской моде того периода - что сражались по всему миру.

Крестовидная фибула (5-6 вв.)

-12

Эта застежка плаща - одна из самых ярких и узнаваемых деталей в образе рязано-окца. Она указывала на высокий статус владельца: только искусный воин мог носить эту фибулу, заслужив это право в бою. Свой тип фибул встречается лишь в высоко развитых культурах, таких как, например, римская.  То, что у рязано-окцев тоже свой вид фибул, свидетельствует о цивилизованности местного населения и о непосредственных контактах с римской армией.

Тисненые накладки (7в.)

реконструкция
реконструкция

Эти львы из золоченной фольги были на деревянном шлеме правителя этих земель, украшенном парчой и серебряной жемчужиной. Львы могут быть знаком царской власти. Интересно, что головные уборы рязано-окцев сделаны наподобие корон готских королей. Их аналоги есть у Меровингов на территории Франции, в Северной Европе было найдено изображение бога Тора с похожим головным убором.

Подписывайте, оставляйте комментарии и ставьте лайки что бы узнать много нового и интересного.