Современные итальянцы считают себя наследниками древних римлян, египтяне - строителей пирамид и только русскую историю принято начинать почему то тогда, когда остальные народы-современники уже давно заявили о себе, основали свои государства. Невольно возникает вопрос: а нет ли в прошлом нашей страны каких-то забытых страниц? Один из ярких примеров такого незаслуженного забвения - народ- носитель культуры, в археологической науке получившей название «культура рязано - окских могильников». Задолго до образования Киевской Руси и возникновения государственности на территории современной России рязано – окцы смогли создать мощнейшее милитаризованное варварское протогосударство, существовавшее с 2 по 7 век нашей эры на огромной территории Поочья (современных Рязанской, Московской и Владимирской областей, республик Мордовия, Чувашия и Марий-Эл). Но вы не прочтете об этом ни в одном учебнике, несмотря на то, что ученые все увереннейговорят об этом. Итак, вот несколько находок археологов, которые перевернут ваши представления о прошлом нашей страны!
Золотая ложка из Индии, 5-6 в.в.
Эта индийская ложка была найдена в погребении воина древнего народа в самом центре России, в Рязанской области. она датируется 5-6 веком новой эры. Могильник оставили представители так называемой рязано-окской археологической культуры. А вот точная реконструкция этого погребения, выполненная художником Павлом Алешиным.
На плечи двухметрового воина была накинута медвежья шкура. Та самая ложка висела на поясе, и, видимо, была приобретена им в одном из дальних военных походов. Эта ложка - лишь одно из свидетельств того, что жившие здесь были полноправной частью цивилизации, а не ее задворками. Ложка сегодня хранится в коллекции Шиловского краеведческого музея
Римское вооружение ( 2-3 вв.)
Римские мечи, монеты, шлем: Многочисленные находки на территории Среднего Поочья предметов, связанных с Римской империей, свидетельствуют, что воины рязано-окцев служили в римской армии в отрядах ауксилариев (отряды из иноземцев). Один из таких отрядов находился на Британских островах. Как считает знаменитый французский лингвист Жорж Дюмезиль, именно сарматские воины - ауксиларии подарили англичанам миф о волшебном мече из озера, который лег в основу легенды о короле Артуре. Этот же мотив часто встречается в народных преданиях Шиловского района Рязанской области.
Медальон римского императора Септимия Севера (194-196 гг. н.э.)
Эта уникальная находка для Центральной России! Она сближает Рязано-окцев со знатью германцев, которые также использовали римские монеты в качестве медальонов. Такие медальоны - статусные украшения, которые представители варварской элиты получали от императорского двора в качестве даров или наград. Медальон Септимия Севера находился в погребении, которое по количеству и уровню находок опять же близко к княжеским погребениям Западной Европы. Медальон свидетельствует о том, что здесь на берегах Оки, так же как и среди знати европейских варваров, было популярно подражание традициям Рима, а значит происходили и сходные процессы образования предгосударств на осколках рухнувшей империи. Варварское королевство Рязано-окцев охватывало огромные территории центральной России, Мордовии, Чувашии и Марий-Эл, и согласно одной из гипотез, именно оно, а не варяжский импульс и легло в основу многонационального Российского государства!
Кошибеевский комплекс
Эти женские украшения оставлены первым потоком рязано-окцев, пришедших на Рязанскую землю еще в 1 в. н.э. Кто такие рязано-окцы? По самой популярной гипотезе они - фино-угры, есть версия, что они - балты, сегодня все больше свидетельств в пользу того, что они были - сарматами Аорсами. Вот реконструкция погребения рязано-окской амазонки. Воинственные пришельцы, даже женщины которых сидели на конях и сражались на равне с мужчинами, быстро покорили живших здесь представителей городецкой археологической культуры, оставили что-то вроде своего форпоста и двинулись дальше на территорию современной Эстонии, а затем и Финляндии, вызвав Великое переселение народов. Вместе с готами, германцами и иными племенами они взяли Рим и… вернулись в Среднее Поочье, создав здесь в 5-м веке варварское королевство. В ранних женских погребениях встречаются античные золотостекляные бусы, многочисленные бляшки и бляхи, которые входили в состав головного убора и украшали праздничную «сряду».
Готские артефакты (3-4 вв. н.э.),
Многочисленные предметы черняховской культуры, которую археологи уверенно связывают с народом готов, найденные на территориях рязано-окцев, позволили ученым уже уверенно говорить, что в 4 в. они были частью огромной готской державы, раскинувшейся от Крыма до Карпат. И участвовали в их походах, в том числе на Рим. Готский историк Иордан в середине 4 века н. э. среди народов, которые платят дань Германариху перечисляет «Морденс и Меренс ин Мишарис». Большинство современных лингвистов уверены, что речь идет о «Мордве и Мере в Мещёре». Историками высказывалось предположение о военном союзе готов и рязано-окцев, которые были северной военной фалангой государства, державшего в страхе половину Восточной Европы.
Ритуальные предметы Рязано-окцев
Жрец был похоронен в этой маске. Возможно, при жизни он вступал в противоборство с духами и богами, поэтому после смерти его лицо было закрыто, чтобы он не был узнан… Также на фотографии факел сарматского типа для обрядов(2-3вв.), серповидный нож для жертвоприношений, поясные шаманские застежки в виде стилизованных птиц и коней (2-4 вв
Еще одна интересная деталь - в могилах жрецов рязано-окской культуры часто находят так называемые «дары» - берестяные туески с женским нарядом. До 20 в на территории Шиловского района Рязанской области считалось, что колдовство - это исключительно женское занятие, а если мужчина хочет колдовать, он должен переодеться в женские одежды.
Письменность
С рязано-окцами связана и самая громкая сенсация начала 20 века. Тогда отец отечественной археологии Василий Городцов нашел на Алекановской дюне горшок с загадочными знаками. Сегодня количество таких находок уже значительное. Однако, что это: письменность, календарные знаки, или родовые тамги по сей день не известно. К сожалению, прочитать их мы не можем. Вероятнее всего, это протогерманское руническое письмо, которым записаны местные слова. Однако, загадочным знакам есть параллели в этнографической практике, например знаки на домах, сохранившиеся на территории Шиловского района по сей день.
Головной убор "Мировой матушки"
Этот убор был признаком высочайшего социального статуса его носительницы. В погребениях он встречается не чаще одного в поколение. А вот реконструкция погребения с таким головным убором, сделанная художником Павлом Алешиным. По одной гипотезе это сохранившаяся в этнографической практике Рязанской земли "Мировая матушка", которая стояла во главе этого народа, ей подчинялись девы - градоправительницы, а им - князья, руководившие дружиной. Это та, которая правила и принимала решения.Женщины вообще занимали важнейшее положение в этом обществе. На её поясе - пулугай, изначально состоявший из скальпов врагов. до 7 в. в погребениях у женщин Рязано-окцев встречается многочисленное оружие, свидетельствующее, что они сражались наравне с мужчинами.
Ажурная бляха
Это одно из самых ярких произведений ювелирного искусства рязано-окцев и своего рода космогоническая картина их Вселенной. Здесь четко прослеживается деление на три мира: небесный, земной и подземный, характерное для многих индоевропейцев. В самом центре мироздания - Божья Матушка. Её руки образуют первый круг - мир, который она как бы обнимает, оберегает. Второй мир-круг образуют руки Богов, головами расположенных к центральной фигуре. Ну а третий мир - внешний круг. Картина мироустройства считалась сильнейшим оберегом, поэтому и носилась на груди, оберегая и женщину и её ребенка.
Предметы вооружения и воинской моды (5 в.)
Учёных поражает количество вооружения в погребениях Рязано-окцев, не характерное для других их современников. Такое количество оружия не встречается в других культурах, и говорит о том, что они были высококлассными профессиональными воинами, своеобразными «викингами» той поры. А соответствие оружия - престижной европейской моде того периода - что сражались по всему миру.
Крестовидная фибула (5-6 вв.)
Эта застежка плаща - одна из самых ярких и узнаваемых деталей в образе рязано-окца. Она указывала на высокий статус владельца: только искусный воин мог носить эту фибулу, заслужив это право в бою. Свой тип фибул встречается лишь в высоко развитых культурах, таких как, например, римская. То, что у рязано-окцев тоже свой вид фибул, свидетельствует о цивилизованности местного населения и о непосредственных контактах с римской армией.
Тисненые накладки (7в.)
Эти львы из золоченной фольги были на деревянном шлеме правителя этих земель, украшенном парчой и серебряной жемчужиной. Львы могут быть знаком царской власти. Интересно, что головные уборы рязано-окцев сделаны наподобие корон готских королей. Их аналоги есть у Меровингов на территории Франции, в Северной Европе было найдено изображение бога Тора с похожим головным убором.
Подписывайте, оставляйте комментарии и ставьте лайки что бы узнать много нового и интересного.