Вчера моя дочь впервые пошла на тренировку по танцам. В конце занятия нам выдали дневник танцора, в котором были правила и психология юного спортсмена. Среди прочего там предлагалось "создать уголок славы, где собрать медали, награды, грамоты и фотографии. Не бойтесь вырастить хвастунишку, ведь эти награды заслужены" было написано в нем. У нас ещё ничего этого нет, но я задумалась в целом над темой похвалы. Как правильно хвалить, чтобы это дало пользу самому ребенку?
Мне кажется достаточно соблюдать три простых правила: хвалите честно, конкретно и вовремя. Разберемся с каждым из этих правил.
1. Честно, значит говорить, то что видишь. Если ребенок нарисовал каля-маля, то восторгаться "Какой шедевр, ты настоящий художник!" будет лицемерием. Дети очень проницательны, они сразу заметят подвох. Итог: ребенок может решить, что я итак гений можно больше и не стараться; другой вариант, он может решить, что над ним издеваются, утрированно хваля за ерунду; он может в силу наивности поверить, что это правда и потом будет жёстко разочарован, когда кто-то другой укажет ему на истинное положение дел. Что же делать? Скажите, как есть "мне нравится что ты стремишься к творчеству, расскажи что ты нарисовал. Этот круг похож на солнце, верно я догадалась? Солнце будет ещё более узнаваемым, если мы его раскрасим жёлтым"
2. Конкретно, значит похвала всегда за что-то, а не в общем и целом.
- Мама, посмотри как я нарисовал!
- Ты молодец.
Догадались что мог услышать ребенок? Все что он придумает себе в голове. От того что молодец = гений и вплоть до молодец = отстань, я занята, некогда мне поворачиваться и смотреть.
Конкретная похвала подразумевает, что вы отмечаете нюансы. А для этого действительно надо посмотреть, а не отмахнуться. "О, я вижу на твоей картине машину. Ты стал рисовать такие ровненькие круги, что они похожи на настоящие колеса. С каждым разом у тебя получается все лучше."
3. Вовремя, значит хвалят именно в тот момент, когда ребенок что-то сделал, особенно если ему пришлось преодолеть трудности. Как говорится в пословице "дорога ложка к обеду". Хвалить ДО опасно. "Ты мой любимый, такой молодец, ты обязательно выиграешь!" А если не выиграет то не молодец? И не любимый? Настраивать на результат можно, но хвалить ДО не желательно. Хвалить ПОСЛЕ бессмысленно. "Что ты там говорил? В школе вы в чем-то победили?" Уже не важно... Когда ребенок пришел со школы и взахлёб рассказывает об их турнире по волейболу, тогда и только тогда нужна похвала. А если в этот момент вы заняты, то потом вспоминать про это уже может быть поздно. Можно и нужно попробовать реабилитироваться, но будьте готовы, что прежних эмоций ребенок уже не будет испытывать.
В конце похвалы хорошо делать акцент на каком-то положительном качестве ребенка. "Я вижу, что ты сама повесила свои вещи на стульчик. Умница, они теперь не будут мятыми. Вот это АККУРАТНОСТЬ."
Чем больше хорошего мы замечаем в своих детях, тем лучше они становятся!
Если вы согласны со мной, дайте знать нажав на сердечко.
А как вы хвалите своих детей? Есть какие-то особенные моменты, которые вы заметили? Поделитесь, пожалуйста.
Смотрите и читайте на канале:
Наказание или естественные последствия?
Онлайн или вживую: как заинтересовать детей реальной жизнью?
Истерика в магазине: что делать?
Как успокоить ребенка за 60 секунд?
Как избавиться от зависти: 5 советов родителям.
Ребенок меня не слышит. Как говорить, чтобы дети слушали?
5 фраз, которые нужно заменить, если важно здоровье ребенка!