Найти в Дзене

Художник Мазаччо — гений, который заложил фундамент живописи Ренессанса

Оглавление

4 серия: Мазаччо «Чудо со статиром»

Этот художник опередил своё время. Что означает это выражение — никто точно не знает. Но иногда без него невозможно обойтись. Джотто опередил своё время настолько, что в течение целого столетия итальянская живопись существовала и некоторым образом развивалась, но не могла дотянуться до него. И только спустя сто лет явился новый гений — Мазаччо, который сумел подхватить идеи Джотто и развить их с невероятной мощью. Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи его полное имя. Прожил он на этом свете 27 лет. И тем не менее успел стать крупнейшим мастером флорентийской школы.

Перенесёмся во Флоренцию и войдём в церковь Санта-Мария-дель-Кармине. Это капелла знатного семейства Бранкаччи:

 Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине
Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине

Центральная и самая знаменитая фреска капеллы называется «Чудо со статиром». Она перед вами:

 «Чудо со статиром» Мазаччо 1427 год
«Чудо со статиром» Мазаччо 1427 год

Фреска изображает евангельский сюжет о том, как Христос с учениками приходит к вратам некоего города, где их встречает сборщик податей. За вход в город надо уплатить один статир, но, как известно, Христос и его ученики были нищими. У них не было ничего. Ученики возмущены требованиям, но Христос их успокаивает. Он жестом указывает апостолу Петру на близлежащий водоём и велит ему выловить оттуда рыбу:

-3

Это одно из чудес Христа, потому что во рту рыбы оказывается необходимый статир:

-4

И третий акт сцены — Петр вручает статир сборщику налогов, и они могут продолжать странствие.

-5

Многие исследователи задавались вопросом, почему сюжет с уплатой налога был включён во фресковый цикл капеллы Бранкаччи. И существует даже несколько интерпретаций на этот счет. Но нашего особого внимания заслуживает не то, почему Мазаччо рассказал именно эту историю, а как он это сделал.

Единое безграничное пространство

Мазаччо удалось на плоскости стены создать безграничное пространство, развернув его в глубину. При этом можно сказать, что он подчеркнул его тремя способами.

Первое — это линейная перспектива. Она давалось ещё с трудом, но мы видим, как дом справа точно вычерчен, и можем проследить, как уменьшаются горы.

-6

Второе — Мазаччо угадал ещё одну поразительную вещь — это воздушная перспектива. Известно, что удаленные от нас предметы кажутся не только меньше, но светлее. Эти горы будто окутаны дымкой, и чувствуется, что они вдалеке, даже независимо от перспективных сокращений:

-7

Третье ещё один очень любопытный момент. Головы действующих лиц находятся на одном уровне. Что это значит? Оказывается, наши глаза тоже находятся на этом уровне — что дает ощущение продолжающегося пространства прямо к нам:

-8

Театр внутри картины

Продолжая идею Джотто, Мазаччо делает из этой сцены драму человеческих переживаний и взаимоотношений. Взволнованные лица апостолов, спокойное лицо Христа и его повелевающий жест. Перед нами живые люди с живыми эмоциями. На лице апостола Петра написано сразу два чувства. По преданию Петр был темпераментным человеком, и первая его реакция была — негодование:

-9

Сдвинутые брови особенно это подтверждают. Но Петр был успокоен Христом, и поэтому лицо выражает как бы переход от спонтанного возмущения к успокоению и покорности. Мазаччо добивается этого переходами цвета и с помощью игры света и тени. Он воплощает свои живописные идеи — и пластические, и психологические — с необычайной уверенностью. Удивительно, как этот молодой человек сумел открыть, придумать, просчитать и создать то, что до него ещё не создавал никто.

Короткая, но необычайно богатая творческая жизнь Мазаччо дала мощный толчок к стремительному развитию живописи XV столетия. А произведения мастера стали буквально ориентиром для будущих поколений художников Италии, среди которых были Рафаэль и Микеланджело.

3 серия⬅️|быстрое переключение|➡️5 серия