В наши дни детство все чаще проходит в духе соревнования, но стоит задуматься, действительно ли чрезмерное давление на детей помогает им добиться успеха. Журналист Тэнис Кэри приводит доводы против завышенных ожиданий.
Когда в 1971 году я принесла домой первые школьные отметки с комментариями учителя, маме наверняка было приятно узнать, что для своего возраста ее дочь «прекрасно читает». Но, уверена, она не посчитала это полностью своей заслугой. Так почему же 35 лет спустя, открывая дневник своей дочери Лили, я едва могла сдержать волнение? Как случилось, что я, как и миллионы других родителей, начала чувствовать себя полностью ответственной за успех своего ребенка?
Такое ощущение, что сегодня обучение детей начинается с момента их пребывания в утробе матери. Находясь там, они должны слушать классическую музыку. С момента их появления на свет начинается учебная программа: обучающие карточки до полноценного развития зрительного аппарата, уроки языка знаков до того, как они начинают говорить, уроки плавания до того, как они начинают ходить.
Зигмунд Фрейд заявил, что родители напрямую влияют на развитие детей – по крайней мере, в психологическом плане
Чересчур серьезно подходящие к вопросам воспитания родители встречались и во времена миссис Беннет из «Гордости и предубеждения», но тогда задача состояла в том, чтобы вырастить ребенка, чьи манеры отражали родительский социальный статус. Сегодня же обязанности родителей куда более многогранные. Раньше талантливый ребенок считался «даром божьим». Но потом появился Зигмунд Фрейд, который заявил, что родители напрямую влияют на развитие детей – по крайней мере, в психологическом плане. Затем швейцарский психолог Жан Пиаже высказал идею, что дети проходят через определенные этапы развития и могут быть расценены как «маленькие ученые».
Но последней каплей для многих родителей стало создание в конце Второй мировой войны специальных школ для обучения 25% самых талантливых детей. В конце концов, если поступление в такую школу гарантировало их детям безоблачное будущее, как можно было упускать такой шанс? «Как сделать ребенка умнее?» – такой вопрос начало задавать себе все большее число родителей. Многие находили ответ на него в книге «Как научить ребенка читать?», написанной американским физиотерапевтом Гленном Доманом в 1963 году.
Доман доказал, что родительское беспокойство можно с легкостью превратить в твердую валюту
Основываясь на изучении реабилитации детей с повреждениями мозга, Доман создал теорию о том, что мозг ребенка быстрее всего развивается в первый год жизни. А это, по его мнению, означало, что нужно активно заниматься с детьми до достижения ими трехлетнего возраста. Кроме того, он заявил, что дети появляются на свет с такой жаждой знаний, что она превосходит все остальные естественные потребности. Несмотря на то что лишь немногие ученые поддержали его теорию, в мире было продано 5 млн копий книги «Как научить ребенка читать», переведенной на 20 языков.
Мода на раннее обучение детей начала активно развиваться в 1970-х годах, однако уже к началу 1980-х психологи отметили увеличившееся количество детей в состоянии стресса. Отныне детство обуславливалось тремя факторами: беспокойство, постоянная работа над собой и соревнование с другими детьми.
Книги для родителей перестали концентрироваться на кормлении и уходе за ребенком. Их главной темой стали способы повышения IQ подрастающего поколения. Один из бестселлеров – «Как вырастить более умного ребенка?» – даже обещал его увеличение на 30 баллов в случае неукоснительного следованиям советам автора. Доман не сумел создать новое поколение читателей, но доказал, что родительское беспокойство можно превратить в твердую валюту.
Новорожденных, которые еще не осознают, как управлять телом, вынуждают играть на детском пианино
Чем более невероятными становились теории, тем громче звучали протесты ученых, утверждавших, что маркетологи спутали неврологию – изучение нервной системы – с психологией.
Именно в такой атмосфере я посадила своего первого ребенка смотреть мультфильм «Малыш Эйнштейн» (развивающие мультфильмы для детей от трех месяцев. – Прим. ред.). Чувство здравого смысла должно было подсказать мне, что это могло лишь помочь ей заснуть, но, как и другие родители, я отчаянно цеплялась за мысль, что ответственна за интеллектуальное будущее дочери.
В течение пяти лет с момента запуска «Малыша Эйнштейна» каждая четвертая американская семья купила хотя бы один видеокурс по обучению детей. К 2006 году только в Америке бренд «Малыш Эйнштейн» заработал 540 млн долларов, а затем был приобретен компанией Disney.
Читайте также: «Не хочу учиться»: как делать уроки с активными детьми
Однако на горизонте появились первые проблемы. Некоторые исследования показали, что так называемые обучающие видео часто нарушают нормальное развитие детей, вместо того чтобы его ускорять. С ростом числа критики компания Disney начала принимать проданный товар обратно.
«Эффект Моцарта» (влияние музыки Моцарта на человеческий мозг. – Прим. ред.) вышел из-под контроля: новорожденных, которые еще не осознают, как управлять телом, вынуждают играть на детском пианино в специально оборудованных уголках. Даже такие вещи, как скакалка, продаются со встроенными лампочками, которые должны помочь ребенку запомнить цифры.
Большинство нейробиологов согласно с тем, что наши ожидания от обучающих игрушек и видео слишком завышены, а то и вовсе безосновательны. Науку вытеснили на границу между лабораторией и начальной школой. Зерна истины во всей этой истории были превращены в верные источники заработка.
Дело не только в том, что развивающие игрушки не делают ребенка умнее, они лишают детей возможности обучиться более важным навыкам, которые можно получить в ходе обычной игры. Конечно, никто не говорит, что нужно оставлять детей одних в темной комнате без возможности интеллектуального развития, но чрезмерное давление на них не означает, что они будут умнее.
Невролог и молекулярный биолог Джон Медина объясняет: «Добавлять стресс в процессы обучения и игры непродуктивно: чем больше гормонов стресса будут разрушать мозг ребенка, тем меньше у него шансов добиться успеха».
Вместо того чтобы создать мир вундеркиндов, мы делаем детей депрессивными и нервными
Ни одна другая сфера не смогла настолько грамотно использовать родительские сомнения, как сфера частного образования. Всего поколение назад дополнительные занятия с преподавателем проводились только с отстающими детьми или с теми, кому было необходимо подготовиться к экзаменам. Сейчас, согласно исследованию благотворительной образовательной организации Sutton Trust, около четверти школьников, помимо обязательных уроков, дополнительно занимаются с учителями.
Многие родители приходят к выводу, что если неуверенного в себе ребенка будет обучать неподготовленный к этому преподаватель, результатом может стать дальнейшее усугубление психологической проблемы.
Вместо того чтобы создать мир вундеркиндов, мы делаем детей депрессивными и нервными. Вместо того чтобы помогать им учиться в школе, чрезмерное давление приводит к низкой самооценке, потери желания читать и заниматься математикой, проблемам со сном и плохим отношениям с родителями.
Дети часто чувствуют, что их любят только за их успехи, – и тогда они начинают отдаляться от родителей из-за страха их разочаровать
Многие родители не осознали, что большинство проблем с поведением – результат давления, с которым сталкиваются их дети. Дети чувствуют, что их любят только за их успехи, и тогда они начинают отдаляться от родителей из-за страха их разочаровать. Виноваты в этом не только родители. Им приходится растить детей в атмосфере соперничества, под давлением государства и школ, помешанных на статусе. Таким образом, родители постоянно боятся, что их усилий недостаточно для того, чтобы дети преуспели во взрослой жизни.
Однако настало время вернуть детям безоблачное детство. Нужно перестать растить детей с мыслью, что они должны учиться лучше всех в классе и что их школа и страна должны занять высшие места в образовательном рейтинге. Наконец, главным мерилом родительского успеха должны стать счастье и безопасность детей, а не их оценки.
Об авторе
Тэнис Кэри – английский журналист, автор книг, в том числе: «Куда пропала моя малышка? Как защитить дочь от раннего взросления» (2011) и др.
Читайте также на нашем сайте:
Боюсь летать: как справиться с аэрофобией