Найти тему

Бизнес-медиация

Слово «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать. Это переговоры с участием третьей, нейтрального человека, заинтересованного исключительно в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально для них выгодно.

Суть медиации в том, чтобы спор решился на этапе переговоров, не переходя в судебную стадию. Обычно, когда ссорятся деловые партнёры, их «переговоры» больше напоминают песочницу, в которой каждый норовит стукнуть другого лопаткой или осыпать песком. О каком эффективном взаимодействии тогда можно вести речь? В таких ситуациях нужно, чтобы люди услышали не только себя, но и противоположную сторону.

Я редко беру бизнес-партнёров на медиативные сессии. Но мне бесконечно приятно, что те немногие переговоры, которые я сопровождала, завершились компромиссными решениями – во всех случаях. Кто был на моих эфирах, наверняка замечал, что я не люблю переходить в область психологии: «С нытьём – это не ко мне, я не глажу по головке и не утешаю. Идите к психологу». Но бывают ситуации, когда ты сопровождаешь доверителей приличное время, и вдруг они заявляют, что расходятся (это при 5 миллионах выручки с проекта в месяц и команде в 20 человек!), или один из партнёров звонит и заговорщическим голосом просит подготовить претензию или вообще документы для расторжения договора.

Когда расходятся миром, люди говорят об этом открыто. Когда люди держат обиду друг на друга, она бывает настолько глубока, что о ней предпочитают молчать: деньги, вроде, идут, бизнес крутится. Но вот случается какое-то событие (бывает, даже просто обидное слово), которое выступает катализатором взрыва в отношениях, последней каплей, после которой в голове возникает мысль: «А не послать ли это всё куда подальше?» Невыговоренная обида – причина стресса. Невысказанные претензии – разъедают изнутри. А ещё тяжелее, когда один партнёр не слышит другого, считая его упрёки напрасными… Вариантов масса!

Как бы вы поступили в ситуации, когда ваши доверители (обоих из которых вы знаете, цените и воспринимаете их бизнес как единое целое) вдруг начинают общаться с вами по отдельности?

Решение о прекращении спора на тех или иных условиях принимается самими сторонами. У медиатора нет полномочий выносить какое-либо решение, обязательное для сторон спора. Его роль в том, чтобы помочь сторонам лучше понять друг друга, достичь согласия.

Медиатор НЕ исследует доказательства, НЕ дает оценку правомерности требований сторон. Но вы даже не представляете, насколько людям хочется элементарно быть услышанными, рассказать своё видение, чтобы их просто не перебивали.

Принципы медиации:

  • добровольность;
  • равноправие сторон;
  • нейтральность, беспристрастность медиатора;
  • конфиденциальность.

Медиатор-посредник является организатором и управляет переговорами таким образом, чтобы стороны пришли к наиболее выгодному реалистичному и удовлетворяющему интересам обеих сторон соглашению, в результате выполнения которого стороны урегулируют конфликт между собой.

Вы спросите, почему не всегда в переговорах помогает психолог? Он должен оставаться в позиции коуча. Он не предлагет варианты. Да, он эффективно посредничает, когда надо договориться самому с собой: личный психолог – это круто. Но когда двое разучились слышать друг друга, то медиатору иногда нужно включить ментора, иногда поставить одного из партнёров в позицию коуча, а в некоторых моментах дать техники, которые помогут сторонам починить расшатавшийся мост, который связывает этих прекрасных людей.

Я не волшебник, просто получается))

Ну и отучиться не мешало бы. Запишу ещё одну цель себе в склерозник!

Пусть все ваши переговоры проходят спокойно и результативно!
Пусть все ваши переговоры проходят спокойно и результативно!