Юрий Алексеевич Граздов
Летал я в 1 аэ. И было это в 1984 году.
После полёта были сделаны замечания по работе двигателя. Самолёт на ЦЗТ стоял крайним слева.
Полное ЦЗТ самолётов и личного состава – типичная картина.
Начальник ТЭЧ звена сел в кабину, запустил двигатель и стал проверять его на различных режимах. В это время молодой лейтенант – техник группы сидел на стабилизаторе и снимал «кирпич» САРПП.
Начальник ТЭЧ звена ничего лучшего не придумал, как включить форсаж.
Правую колодку сорвало с места. Самолёт, как юла, стал вращаться вокруг левой колодки, выбирая направление для разбега.
Лейтенант на хвосте обнял киль. Начальник ТЭЧ звена растерялся и вместо того, чтобы выключить двигатель, упал на дно кабины. После нескольких вращений сорвало и левую колодку. Самолёт сорвался и начал разбег. Направление – обратное от полосы (в сторону города).
Лейтенант оставался на стабилизаторе.
Вы представляете себе картину и ошалевший от увиденного народ?! У дороги, ведущей к ЦЗТ, метрах в ста, была вырыта траншея. Перед траншеей бруствер. Самолёт, уже набрав скорость, вскакивает на этот бруствер, отрывается от земли – и он в воздухе.
Но скорости, видно, не хватило, и самолёт падает основными стойками шасси в траншею. Останавливается. Двигатель, не помню, выключили или он сам встал.
Начальник ТЭЧ невменяемый. Даже на порку срочно прилетевшего Командующего он не реагировал.
Лейтенанта жалко. От удара о землю он сильно пострадал, было несколько переломов, в том числе позвоночника.
Печальная это история. Самолёт подломил переднюю стойку и носом запахал земли в воздухозаборник, от этого и встал. Техник на стабилизаторе спрыгнул (сдуло) в самой верхней точке, метров двенадцать визуально, лично видел.
Картина почти полная. Не хватает в описательной части только деталей, таких как сдутой максималом заправочной колонки, фонтана керосина высотой метров двадцать, солдатика-механика, летящего на крыльях воздушно-газовой струи. И чинно мостящегося Ми-8 с новым командующим СибВО.
Мдаааа… Блин, если бы в кабине был курсант, он бы взлетел, едрид-мадрид. А этот техник залёг ногами в одну педаль, руками в другую. Его еле вытащили. А техник упавший побился сильно, потом ходил весь в корсете.
А солдатик, как Винни-Пух, отряхнулся и покатился дальше.
И ещё можно добавить, что направление разбега самолёта совпало с автостоянкой личных автомобилей авиаводителей. Вот кто ещё подрожал. Чудом же не зацепил. Маршрут прошёл рядом.