Советский Союз был великим и могучим государством и большинство из заставшие его россиян до сих пор вспоминают об СССР как о потерянном «рае». Но были среди миллионов советских граждан и те, кого не устраивал существующий порядок и они любыми путями старались уехать из страны.
Только вот сделать это в 1960-1980-е годы было нелегко, так прав на свободную эмиграцию у граждан СССР не было. И для того, чтобы получить разрешение на выезд, приходилось либо ждать одобрения от властей, либо действовать самостоятельно, на свой страх и риск.
Невозвращенцы или отказники
Так в СССР появилась категория эмигрантов, именуемая невозвращенцами. Рискуя потерей репутации, уважения и даже благополучия родственников, оставшихся на Родине, эти люди отказывались возвращаться домой после научных конференций, соревнований или, например, гастролей.
Среди них были всемирно известные спортсмены, деятели культуры и искусства, а также научные работники, дипломаты, разведчики, моряки, сотрудники торгпредств, инженеры и строители, работавшие за рубежом по контракту.
Угонщики самолетов
Разумеется, невозвращенцы попортили немало крови руководству СССР, поскольку утечка «мозгов» за границу — это не то, в чём нуждалась страна. И всё-таки вред, который они причинили Родине, не шёл ни в какое сравнение с ущербом, нанесённым теми гражданами, которые так сильно хотели прорваться за «железный занавес», что были готовы на всё, даже на серьёзное преступление.
В советское время было не так уж и мало попыток угона пассажирских самолётов, хотя в прессе рассказывали далеко не о каждом таком случае. Самыми громкими из них стала провалившаяся попытка захвата группой диссидентов самолёта Ан-2 в 1970-м году в ленинградском аэропорту Смольное и дело джаз-группы «Семь Симеонов», которая в 1988 году пыталась захватить Ту-154 для вылета за рубеж.
Чувствительный удар по экономике и обороноспособности страны нанесли и угонщики военных самолётов. Так, в 1948 году два лётчика, фронтовика-орденоносца П. Пирогов и А. Барсов покинули украинскую авиабазу Коломыя на бомбардировщике Ту-2 и приземлились на американской базе Фоглер на территории Австрии.
Весной 1967 года лётчик В. Епатко «увёл» с базы в ГДР Миг-17 и на нём улетел в ФРГ.
Но, пожалуй, самым затратным для СССР стал побег В. Беленко, угнавшего в Японию новейший истребитель-перехватчик Миг-25, постройка которого обошлась стране в кругленькую сумму. Одна только система приборов распознавания «свой-чужой», установленная на этом самолёте, стоила 2 миллиарда советских рублей.
Пешком, ползком и вплавь
Вообще же, в находчивости гражданам СССР, желавшим покинуть Родину, трудно отказать. Так, например, один инженер из Ленинграда, притворившись обычным грибником, лесами пробрался в Финляндию, но не остался там, а потребовал поскорее вернуть его домой. Мол, заблудился, сам не знаю куда забрёл, проголодался и хочу к маме.
Дома его, разумеется, начали допрашивать спецы, но «грибник» упорно твердил, что пересёк границу по причине того, что не умеет ориентироваться на местности да и вообще по жизни страдает «топографическим кретинизмом». Что с ним было делать? Только поругать да отпустить. А «грибник», переждав примерно с месяц, собрал валюту и всё, что могло понадобиться на первое время в чужой стране, уже знакомыми ему тропами ушёл в Финляндию, на этот раз навсегда.
В 1970-е годы один молодой человек почти километр полз по дренажной трубе, проходившей по территории советско-финской границы, вымазавшись с ног до головы солидолом для лучшей «проходимости». К побегу он готовился основательно: заранее изучил режим патрулирования пограничной территории и, улучив момент, снял подпиленную решётку и юркнул в трубу. А на другом конце «подземного хода», уже в Финляндии подпилил решётку и выбрался наружу.
Случалось, что для побега из СССР использовались не сухопутные, а морские границы. Ясно, что катер или хотя бы рыбацкая лодка, направляющаяся «за бугор» неизбежно привлекла бы внимание пограничников. И тогда ушлые граждане, желавшие любой ценой покинуть страну, воспользовались разного рода хитростями.
Так, на Чёрном море брали два надувных матраса, соединяли их друг с другом. Под нижним размещали запас воды, шоколада, документы и кое-какую одежду, упакованные в водонепроницаемый мешок. Далее бралась напрокат небольшая лодочка, на которой следовало отплыть подальше от берега, а уж там спустить в воду матрасы и потихоньку грести на них в направлении к турецкому берегу. Если патрульные на пограничном катере всё же замечали беглеца, то он быстренько перерезал верёвки, связывающие два матраса, протыкал нижний из них, топил в море нож и со слезами радости спешил сдаться подоспевшим «спасателям».
Намного проще было сбежать к скандинавам. Всё, что для этого требовалось — это приобрести лёгкую, но крепкую лодку, оснащённую подвесным мотором. На ней, если повезёт, за 40 минут можно было без особого труда пересечь Финский залив. А в зимнее время для бегства за рубеж использовались снегоходы и даже обычные автомобили. Правда, при этом беглецам приходилось учитывать то, что ледокол, курсировавший вдоль материка, постоянно пробивал во льду канал, преодолеть который на сухопутном транспорте было невозможно. Поэтому, с этой целью обычно перебирались на острова, а уж оттуда на своём транспорте двигались по направлению к границе.
#история #жизнь в ссср #побег из ссср