Найти в Дзене
Человек с камерой

Забытая дача Сталина в подмосковном лесу. Эти интерьеры помнят легендарного правителя, но сегодняшним властям нет до них дела.

Десяток километров от столицы России. Дорога петляет через лес, неприметный съезд в чащу, бетонный блок, чтобы никто не проехал, за ним заросшая молодыми деревцами асфальтовая дорога, упирающаяся в высокие ворота. На воротах несколько табличек, повествующих о том, что здесь находится медицинское учреждение, которое охраняет ЧОП, и, конечно же, классическое «проход и проезд запрещён». Заперто изнутри, в щель видно ржавый замок на цепочке. Нет, тут нас явно не ждут, причём очень давно. Вряд ли теперь вообще кого-то ждут. Что ж, не впервой. Сворачиваем в чащу, сквозь заболоченные заросли пробираемся вдоль забора. Через некоторое время забор кончается, несколько его давно поваленных секций лежат засыпанные прошлогодней листвой. Ничего необычного, так выглядит большинство «особо охраняемых», но в реальности никому не нужных объектов в России. Увы. Однако, о том, что охрана на территории всё же присутствует и периодически кого-нибудь ловит, мы наслышаны. Как и на большинстве «особо охраняемых» и никому не нужных...

Поэтому внимательно осматриваемся и стараемся производить как можно меньше шума. Вдалеке на берегу пруда замечаем фигуру с удочкой. Охранник? Местный житель, попавший сюда, как и мы, через поваленный забор? Выяснять не очень хочется. Так что сворачиваем с липовой аллеи, по которой когда-то прогуливались члены дворянской семьи, а потом и те, кто однажды отжали у них всё это великолепие.

Наконец, впереди среди вековых дубов и лип появляются стены мрачного особняка. Главный вход с колоннами, парочка серьёзно раненных, но всё ещё величественных бетонных львов, заросшая травой лестница.

Стёкла в рамах целые: первый признак того, что дом всё же ещё не совсем бросили на произвол судьбы. Обходим главный дом в поисках залаза и, наконец, оказываемся в полуподземной галерее, ведущей из главного дома к флигелю. Её построили уже в советские времена, но вписалась она отлично, будто всегда так и было. А с воздуха и вовсе незаметно, что здания соединяются: на то вероятно и был расчёт, ведь дело шло к войне.

Усадебный дом незадолго до Великой Отечественной войны был основательно перестроен для самого Иосифа Сталина. Очень уж ему понравилось уединённое место посреди леса, на берегу пруда. Предположительно, в проекте перестройки дома принимал участие архитектор Жолтовский.

Все здания усадьбы соединили полуподземными переходами, под землёй на глубине 12 метров построили для вождя бункер, в который из дома можно было попасть на лифте и по лестнице из флигеля, а также при случае эвакуироваться через запасной выход в роще. Ныне шахта лифта перекрыта ниже уровня подвала, а сам бункер к сожалению затоплен и не доступен для осмотра.

Полуподземный переход между корпусами бывшей госдачи
Полуподземный переход между корпусами бывшей госдачи

Несколько лет назад группе энтузиастов удалось откачать воду и исследовать сооружение впервые за 30 лет, но в виду разрушенной от времени гидроизоляции вскоре грунтовые воды отвоевали своё обратно. Нам остаётся пока что довольствоваться осмотром интерьеров особняка, где когда-то бывал Иосиф Виссарионович. Постоянно он здесь не жил, так как очень скоро ему построили ближнюю дачу в Кунцево. А эту госдачу до 1989 года занимал КГБ. На ней во время своих визитов гостили Мао Цзэдун, Хо Ши Мин, а также разные высокопоставленные партийные деятели СССР и их прочие коллеги по соцлагерю. После распада Союза бывшую госдачу передали филиалу детского онкоцентра, который просуществовал в этих стенах до середины нулевых годов.

Блуждая по подвалам находим остатки компьютерного класса, игрушки. Вот тут был, видимо, процедурный кабинет. Всё заросло плесенью, отсырело, заржавело, истлело и вряд ли когда-нибудь ещё может быть использовано по назначению.

В одном из тёмных закоулков внезапно натыкаемся на помещение с разбросанными повсюду фигурками из глины и осколками керамики, с каменной печью в углу: похоже, здесь был кружок лепки. Цветные стены, полки с детскими поделками. Выглядит крипово, особенно если вспомнить, кто когда-то бродил по этим коридорам, покуривая трубку.

Здесь был кружок во время работы детского онкоцентра на территории бывшей госдачи
Здесь был кружок во время работы детского онкоцентра на территории бывшей госдачи

Осмотрев подвал, поднимаемся на первый этаж. Внутри всё выглядит так, как будто со сталинских времён в этом интерьере ничего особо и не менялось. Даже некоторые сохранившиеся предметы мебели, двери, фурнитура, дубовый паркет, остатки сантехники словно так и остались на своих местах. Удивительно.

Время постепенно делает своё дело, элементы отделки покрыты плесенью и разваливаются. Разве что типовые детские кроватки из ДСП более позднего производства выбиваются из общего стиля. Советская же мебель вся была из дерева. Тяжёлая, добротная. Сейчас такое стоит бешеных денег. Но 60 лет назад настоящую деревянную мебель могли себе позволить и простые небогатые граждане. Другой, наверно, просто и не было.

Что ещё впечатлило нас больше всего на бывшей госдаче кроме сохранившихся интерьеров? Ванна! В здании на каждом этаже по два-три небольших стандартных санузла на несколько кабинок. Было ли так задумано изначально, или же они появились после передачи бывшей госдачи детскому онкоцентру — неизвестно. В целом смотреть в них было нечего, они выглядят так же, как в любом рядовом госучреждении. Но вот на втором этаже находится особый санузел, вероятно, предназначавшийся для самого главного обитателя дома. Примечателен он не столько своей сравнительно большой площадью, сколько установленной в нём ванной! Таких раньше видеть не приходилось даже в магазинах элитной сантехники: эта ванна какая-то не совсем стандартная, выглядит монолитной и весьма качественной даже по современным меркам. И, кстати, не очень большой. Казалось бы, ОН же мог повелеть себе хоть аквадискотеку здесь соорудить! Но нет, это просто очень хорошая качественная, но небольшая ванна. Говорят, Сталин предпочитал принимать ванну с морской водой. Неужели вот прямо в этой ванне он это и делал? Да и гостившие здесь позже Хо Ши Мин с Мао Дзедуном тоже наверняка в ней плескались!

На самом верхнем этаже актовый зал, его надстроили уже после Сталина. Видимо, здесь была библиотека, кинозал и сцена для театральных постановок.

Огромный дубовый стол завален книгами. У открытого настежь окна, в котором не хватает нескольких створок, стоит пианино. На пюпитре ноты произведения Петра Чайковского. Пытаюсь сыграть. Пианино оказывается настроенным! Как оно здесь сохранилось в продуваемом зале? Кто поддерживает строй? Вопросы, вопросы, а ответов нет. Мистика.

На полу разбросаны фотографии и рисунки. Мрачный особняк бывшего могучего правителя-тирана с тёмными подвалами и затопленным бункером, в котором расположилось детское лечебное учреждение, некоторые из юных пациентов которого наверняка были обречены — это же сюжет для какого-нибудь мистического сериала! Однако, с разбросанных фотографий улыбаются дети, судя по их лицам, жилось им тут неплохо, а мы просто насмотрелись страшных фильмов и излишне впечатлительны.

Снаружи вечереет. Мы спускаемся обратно вниз, в мрачный тёмный подвал и полуподземный переход к флигелю. Хотелось осмотреть ещё флигель и бассейн, построенный в советское время для жителей госдачи и тоже присоединённый к подземному коридору. Делаем ещё несколько фото по дороге, и вдруг где-то впереди раздаются голоса. Они явно приближаются и движутся к нам навстречу. Кто-то, похоже не очень трезвый, напутствует другого, чтобы был осторожнее, потому, что темно и всё гнилое. Другой сообщает, что видел, как какая-то парочка там лазит. Похоже, это уже про нас. Может, охранники решили сделать обход, а может, это такие же искатели приключений, как мы? На фиг проверять!

Ныряем в один из многочисленных тёмных закоулков в какое-то помещение. Внутри всё отделано плиткой, то ли тут была кухня, то ли душевая бассейна. Ждём. Шаги приближаются, в проёме мелькает пятно света от фонарика, эхо голосов и шагов гуляет по коридорам, проносится совсем рядом и удаляется куда-то наверх. Видимо, поднимаются в дом, откуда мы только что спустились. Осторожно выходим из укрытия: никого, только запах сигарет и алкоголя в воздухе. Решаем больше не испытывать судьбу и покидаем мрачный особняк. Удаляясь в чащу леса, замечаем в окнах главного дома мелькающие лучи фонариков. Возможно, у этого сериала когда-нибудь будет ещё сезон.

Настоящая дача Сталина, с настоящим бункером, в 15 минутах езды от ближайшей станции метро: какой бы получился музей и натура для съёмок! И почему это никому не нужно?