Письменность Древнего Египта представляла собой своего рода врата в познание египетской цивилизации. Ее история уходит корнями в глубину веков и оканчивается в первых веках нашей эры, вместе с утверждением христианства и преобразованием языка египтян в коптский. Долгое время язык и письмо Древнего Египта являли собой загадку для всякого кто пытался к ним подступиться. В первых веках нашей эры уже жрец Хораполлон лишь примерно представлял себе что означают иероглифы древности. В начале Нового Времени попытку расшифровать иероглифы предпринял иезуит Атанасиус Кирхер, но и эта попытка оказалась неудачной. Проблема дешифровки египетского письма стала ключевой во времена когда интерес к египетской древности взлетел на недосягаемую высоту в конце 18 – начале 19 веков. В конечно счете череда попыток увенчалась успехом, будучи реализована Жаном Франсуа Шампольоном и тогда книга египетской цивилизации наконец раскрылась перед пытливым взглядом исследователей. Ныне мы постараемся объяснить сущность древнеегипетского письма, различные его вариации и путь его развития.
Вместе с семитским языком, язык Древнего Египта, выраженный в письме, сохранившимся на папирусах, стенах пирамид и храмов, является древнейшим зыком известным человечеству. Установлено что на нем говорили в долине Нила уже в додинастический период, примерно в 3800 г. до н.э., но скорее всего такая ситуация сложилась еще раньше. Ученые относят язык царского Египта к семье хамито-семитских языков (которую также часто называют афро-азиатской).
Данная языковая семья делится на шесть языковых групп:
1) Семитская языковая группа (языки – финикийский, арабский, южноарабский, иврит, арамейский, аккадский);
2) Древнеегипетский (сюда же относится язык наследовавший языку египтян древности – коптский);
3) Чадская языковая группа (на этих языках говорят к западу от долины Нила);
4) Ливийско-берберская группа (языки древности и современности – южное побережье Средиземного моря, Сахара, Нубия)
5) Кушитская (к востоку от Нила, вплоть до Эфиопии)
6) Омотская (юго-запад Эфиопии, восток Судана)
В силу схожести между древнеегипетским и семитскими языками, выдвигалась гипотеза о том, что египетский язык это тот же самый семитский, который деформировался из-за привнесения в него африканских элементов. Но эта гипотеза спорна, она была связана с давним представлением о происхождении египетской цивилизации, как результата вторжения в Египет так называемой «династической» расы, пришедшей из Азии. По сути ученые пришли к убеждению, что семитская и египетская языковые группы произошли от общего языка, и разделение их произошло в VI тысячелетии до н.э. При этом где располагалась родина этого праязыка установить не удается.
Подобно всем языками, существующим долго, египетскому свойственны грамматическое и фонетическое развитие во времени, происходившее в течении четырех тысячелетий. Одной из особенностей египетского языка является то, что на письме не отображались гласные звуки, что затрудняет исследование данной эволюции. К слову, прочтение древнеегипетских слов основано на своеобразной конвенции между учеными – пропущенные гласные, как правило, выражаются буквой «е», хотя как было на самом деле доподлинно неизвестно.
Итак, если говорить об эволюции древнеегипетского языка, то он прошел три стадии:
1) Древнеегипетский – на нем говорили с начала письменного периода истории вплоть до I Переходного периода (3100-2200 гг. до н.э.) При этом нужно отметить определенную архаизацию и грамматические особенности текстов Пирамид, которые были составлены в этот период.;
2) Классический, или среднеегипетский (2200 – 1375 гг. до н.э.)
3) Новоегипетский – на котором говорили начиная с амарнской эпох и до конца египетской истории (то есть до IVв. н.э.)
Последней эволюционной стадией развития древнеегипетского языка, является язык коптский – язык египетских христиан, особенностью которого являлось то, что в нем отмечали гласные звуки. Коптский язык просуществовал в употреблении вплоть до XVII века, и именно он стал одним из ключей в деле расшифровки древнеегипетского языка.
Нужно понимать, что ученые никогда не сталкивались с вокализацией египетского языка, что скрывает от исследования возможные местные диалекты, которые невозможно было отобразить на письме.
Если говорить о корнях древнеегипетского языка, то приходится углубляться далеко в историю. Некоторые особенно амбициозные исследователи начинаю с петроглифов, находимых в пустынях и пещерах, окружающих долину Нила. Здесь можно отметить интересные схематические фигурки, нанесенные на стены пещеры Пловцов. Именно их схематизм наталкивает ученых на мысль о том, что в них содержится имплицитно то направление в котором в дальнейшем стало развиваться египетское письмо. Пещера Пловцов, находится на территории Ливийской пустыни, в горах Гильф Кебир, на территории современного Египта, вблизи границы с Ливией. Возраст петроглифов оцениваться примерно в 8000 лет. Конечно, нужно понимать, что видеть в этих рисунках зачатки древнеегипетского письма весьма оптимистическое желание.
В дальнейшем с так называемыми протоиероглифами мы сталкиваемся на костяных ярлычках, которые были найдены в гробницы царя Скорпиона в Абидосе. На этих ярлычках, служивших, судя по всему метками товаров, находящихся в корзинах были изображены схематические фигурки, в том числе, зверей, в которых уже с большим основанием можно увидеть провозвестье иероглифической письменности. Царь Скорпион относится к так называемой Нулевой династии, которая была выделена учеными, по мере углубления в додинастическую историю Египта. Также именно этому царю принадлежит навершие булавы, найденной в Нехене. На булаве с помощью знаков тех или иных зверей, отображались номы, над которыми властвовал царь. Так же знаки можно увидеть и на принадлежащей данному царю шиферной палетке. Прото-иероглифы изображали в первую очередь определенные племена, прото-номы, а также добычу, которая попала в руки царя в результате войн. Имя самого царя Скорпиона было обнаружено записанным в серехах на вазах из его гробницы. Серех – это особый геральдический символ в Древнем Египте, содержащий в себе имя фараона.
Вообще организованная письменность в истории Египта прежде всего встречается именно на ритуальных и церемониальных предметах, таких как палетки (палетка – каменная пластина с изображением с двух сторон, служившая для ритуального или обыденного растирания косметики) или же вотивные булавы
При этом знаки, встречающиеся на этих ритуальных предметах достаточно редки. Они служили прежде всего для фонетической записи имени самого фараона (хотя тут нужно оговориться, что сам термин фараон не является исторически оправданным для столь давних времен, и царей мы так называем лишь по устоявшейся традиции).
Существование иероглифического письма может быть засвидетельствовано как минимум с 3100 г. Так в Абидосе были найдены предметы с записью имени легендарного царя основателя единого Египта – Аха-менеса. К еще более раннему времени относится знаменитая палетка Нармера, с которой собственно и было прочитано имя этого воинственного царя.
Долгое время употребление иероглифической письменности оставалось ограниченным и широко стало оно применяться лишь начиная со времен III династии, примерно с 2700 г. По своей сути, письмо является пиктографическим, то есть, изначально каждый знак обозначал один конкретный предмет.
Традиция использовать иероглифы для отображение предмета или существа, сохранялась на протяжении всей египетской истории. Так для изображения определенного животного могло использоваться его графическое изображение, например для того чтобы изобразить собаку, было достаточно ее нарисовать. Так получаются иероглифы слова. В случае с животными или конкретными предметами все понятно (к слову, иногда египтяне прибегали к интересной «магии письма», такие сущности как рогатая гадюка, считавшиеся настолько опасными, что одно их изображение может повести к беде, при написании «рубились» на две части, то есть фактически уничтожались. Вообще египтянам была присуще эта архаическая черта, видеть в написании слова особую магию, связь с реальностью). Итак, в египетской письменности, во-первых, существовали многочисленные знаки-слова. Их список пополнялся по мере открытия новых сущностей. Так знак-слово «конь» появился вместе со вторжением гиксосов, которые первыми познакомили египтян с лошадью.
Знаки-слова могли отображать и определенные действия, типа плыть или летать. Для этого нужно было нарисовать «процессуальное» существо, например человека осуществляющего определенное действие. Слово «давать», например, могло быть изображено с помощью протянутой руки, а слово «ходить» с помощью изображения ног в движении. Но, подобная система письма была вполне естественно ограничена. По сути, границей первоначальной египетской письменности являлись абстрактные понятие. Невозможно с помощью знака-слова было изобразить понятия любви или ненависти, воспоминания или становления. Таким образом, по мере развития египетского общества перед ним становилась задача преодоления в письме первоначальной, пиктографической стадии. Тут возникла ситуация, из-за которой в будущем так трудно было осуществить попытку расшифровки египетских иероглифов. Некоторые слова-знаки стали читаться фонетически, обозначая определенный звук. Слово-знак скрывало за собой определенное звучание и вот это самое звучание стало использовать при комбинации более сложных слов, в таком случае один знак обозначал определенный звук, а из сочетания этих звуков и рождалось необходимое слово. Этот языковой принцип называется омофонией. На основе сходного звучания, рожались разные по смыслу слова. И таким образом, изначальные пиктографические знаки, стали служить делу записи звуков-фонем.
Подобная эволюция письма совершилась уже к началу династического периода. Собственно говоря, уже имя царя Нармера было передано сочетанием двух звуковых иероглифов. Но у такой системы также были свои ограничения, прежде всего слишком большое количество знаков порождало неразбериху, ведь иногда прочтение знака с фонетической точки зрения являлось не вполне очевидным. К тому же, неясно было какое употребление знака необходимо применить в конкретный момент – идет ли речь о знаке-слове или о знаке-фонеме.
В итоге, чтобы преодолеть первую проблему была выработана система из 24-х однослоговых знаков слов. Эти знаки стали фактически своего рода алфавитом Древнего Египта. При написании они обозначали однослоговый звук, и с их помощью можно было записать более сложные выражение. Тут вновь необходимо напомнить, что знаки эти выражали не столько сочетание звуков, сколько один – согласный звук, ведь древнеегипетская письменность в принципе не отображала звуки гласные. В конечном счете, эти знаки Жан-Франсуа Шампольон будет именовать не алфавитными, а однобуквенными. Но при этом знаки эти работали именно как своеобразный алфавит. Их было достаточно для того, чтобы записать любое слово любо сложности. Но при этом, египтяне так и не перешли к чистому алфавиту и не ограничивались в письме лишь сочетаниями этих знаков-фонем. Иероглифическое многообразие так и не было ими откинуто.
Второй сложностью, вытекавшей из существующей системы письма являлась необходимость в практическом методе определения, как следует понимать иероглифический знак, как слово-знак, фонетический знак или идеограмму. Для разрешения данной проблемы египтяне стали писать небольшую вертикальную черту вслед за идеограммой, если она соответствовала изображаемому предмету. Если иероглиф обозначал не фонему а именно конкретный предмет или сущность, то за ним ставилась вертикальная черточка. Кроме того в египетской письменности возникли так называемые детерминативы, знаки, указывающие на смысл слова, которые ставились за фонемными иероглифами. Такие детерминативы не читались. В этом и состояла суть проблемы, которая возникла перед расшифровщиками иероглифической письменности. Количество знаков было больше, чем нужно для алфавитного письма, и даже больше чем если бы они изображали отдельные предметы. В итоге именно Жан-Франсуа Шампольон догадался, что некоторые знаки в египетской письменности просто не читаются.
В итоге, была выработана система письма в которой имелось 24 алфавитных знака, около 80 детерминативов и 640 обычных иероглифических знаков. Совокупно это означало, что образованный египтянин (например, писец) должен был знать более семи сотен иероглифических знаков.
В конечном счете наличие фонетических знаков и детерминативов делало египетскую письменность не на столько сложной, как может показаться на первый взгляд. Это привело к тому, что вслед за расшифровкой иероглифов Шампольоном, ученое сообщество довольно быстро пришло к правильному чтению египетских текстов.
Но здесь необходимо упомянуть еще один важный момент, относящийся к египетскому письму. У египтян, в ходе эволюции письменности, возникло три типа письма:
1) Иероглифическое письмо, в котором знаки должны были быть четко выписаны или же высечены на стенах храмов, гробниц или на обелисках. При этом необходимо упомянуть, что особенность египетского письма так же состояла в том, что читаться текст мог как привычным для нас образом – слева направо, так и справа налево и сверху вниз. Как правило указателем верного направления служило расположение иероглифа в определенную сторону. Например головка утки должна была смотреть направо, если текст читался слева направо, и влево, если текст читался справа налево. Также текст мог быть «отзеркален», где левая сторона читалась от центра на лево, а правая направо от центра;
2) Иератическое письмо – упрощенный вариант иероглифики. Знаки при подобной записи текста не выписывались детально, они были схематичны, курсивны и порой переходили друг в друга, как в нашей прописи. Конечно, такое письмо реже изображалось на монументальных строениях. Как правило, иератикой писали с помощью черных или красных чернил на папирусе. Иератика, в отличие от иероглифики всегда читалась привычным нам образом – слева направо. Иератическое письмо появилось примерно при IIIдинастии, то есть в Древнем царстве. Использовалась иерактика до самого конца египетской истории, как правило для записи религиозных текстов (которые и подарили этому стилю письма его название) Встречается иератика на папирусах, кожаных свитках, черепках керамики (остраконах) и деревянных табличках (использовались в школах писцов)
3) Демотическое письмо – упрощенный вариант иератического письма. В этом стиле упрощению поддавались уже не отдельные знаки-иероглифы, а целые группы знаков. Это письмо еще больше похоже на скоропись. Появилось оно намного позже предыдущих стилей, только в период Позднего царства, примерно в 700 г. до н.э. при XVV династии. Продолжало оно использовать и в эллинистически-римский период. Демотиу зачастую характеризуют как «народное» письмо, она служила для составление актов юридического или административного характера. Так же демотика использовалась в художественной литературе.
Именно на основе демотического письма на последней стадии эволюции древнеегипетской письменности возникает коптское письмо. Коптский язык в письме стал синтезом демотики и греческого алфавита. Применяться греческий алфавит на территории Египта стал с середины Iв. н.э.
В целом развитие письма в Египте происходило довольно медленными темпами. В целом самым интересным моментом для науки является ранний этап развития письменности в Древнем Египте. Иногда кажется, что письмо возникло внезапно и резко, словно бы в результате некой революции. Но едва ли справедливо будет полагать, что в возникновении письменности отсутствовали эволюционные мотивы. Что же касается причины возникновения письма, то здесь мы солидаризуемся с точкой зрения, согласно которой, основной потребностью, которую удовлетворило возникновение письма, являлась потребность религиозная. Именно для оформления поминального культа, обращения к богам, в месте захоронения человека необходима была письменность. Так же необходимо подчеркнуть ту онтологическую роль, которую играло письмо и слово в Древнем Египте. Письмо вызывало к жизни реальные вещи, оно словно конструировало реальность и если воззвания к богам, должны были ниспослать человеку благую жизнь за пределами смерти, то упоминание враждебных человеку сущностей могло повлечь за собой реальные проблемы.
Как же египтяне сами относились к письму? Как объясняли его? В чем видели его назначения. Ответам на эти вопросы послужит заключительная часть этой главы.
В Египте письменность носила название «маду-нечер», что означало «дар богов». В этом нет ничего удивительного, все блага, начиная с разливающего Нила, египтяне воспринимали как дар божественных сил. Неудивительно что и такое достижение культуры, как письменность воспринималось ими соответствующим образом.
За создание письма, по египетским представлениям был ответственен бог Тот. В иконографии он нередко изображался с письменными принадлежностями в руках, и в целом это явление божественного почиталось, в качестве покровителя мудрости. Искусство письма высоко ценилось в Египте. Овладение письмом являло собой один из самых надежных социальных лифтов. Благодаря этому навыку, самый простой житель Египта, мог занять почетное место в социальной иерархии страны.
Величайший Тот трудился над созданием письма, что было закреплено в соответствующем египетском сказании. Назначением письма была необходимость передать смертным людям божественную мудрость, навыки, которые пригодились бы человеку в этом мире, и позволили занять достойное место по своей смерти.
Изначально Тот создал вполне себе алфавитную письменность, где алфавит состоял из 28 знаков, записанных кружочками, черточками и крестиками. Однако Тот был разочарован в собственном изобретении и начал работу заново. Теперь он использовал пиктограммы – изображения птиц и зверей. В конечном же счете, Тот установил, что иероглиф соответствует первому звуку слова которое он обозначает. Таким образом, египтяне считали именно бога, ответственным за развитие иероглифической системы письма. К божественным установлениям они относили и детерминативы. Дочь (или супруга) Тота – богиня Сешет была покровительницей письменной премудрости. Ее атрибутами были чернильница и свиток папируса.
Таким образом, в целом мы рассмотрели специфику древнеегипетской письменности, этого ключа к истории Египта. Завершая эту главу необходимо напомнить об ее исключительно вводном характере. Здесь мы рисовали общую схему, которую в дальнейшем нам будет необходимо наполнить фактами, теориями, описаниями и объяснениями.
Спасибо за внимание!