Во время путешествия по России во времена чемпионата мира по футболу я сподобился побывать на Соловецких островах. Путь туда и обратно я проделал по Белому морю. Сначала из Беломорска на теплоходе «Сапфир» до поселка Соловецкий на Большом Соловецком острове, а затем обратно на материк до Рабочеостровска на теплоходе «Метель-4». Кроме этого я плавал на катере с Большого Соловецкого острова на остров Анзер и обратно. За четыре поездки увидел разное Белое море: хмурое и серое, солнечное и синее. К счастью не видел бурного Белого моря. Таким образом, к Атлантическому, Индийскому и Тихому океанам, на которых я побывал ранее, я прибавил Северный Ледовитый океан.
Теплоход «Сапфир» стартовал с причала на Беломорско-Балтийского канале, который расположен рядом 19 шлюзом. Небольшая прогулка по знаменитому каналу, прошли 19 шлюз и далее мы уже плывем по Белому морю.
Погода была хмурая, дел ветерок и я познакомился с немного суровым Белым морем.
Первая прогулка по Белому морю была достаточно продолжительной, 4,5 часа теплоход шел по морю до Тамарина причала поселка Соловецкий на Большом Соловецком острове.
При поездке на катере на остров Анзер повезло с погодой, светило яркое северное солнце.
Катер стартовал от Варваринского причала на Долгой губе Большого Соловецкого острова.
Берега губы живописны, в заливе имеется множество островков и погода была просто чудесная.
Этот залив защищен от моря, поэтому местами был полный штиль и казалось, что ты плывешь по озеру.
Мне поездка на катере по Долгой губе напомнила плавание на яхте между индонезийских островов Флорес и Ринча. Водная поверхность местами была похожая («пузыри» от завихрений течения).
На индонезийской яхте в экипаже трудились маленькие человечки из местного народа сасаков, они были смешливы, любезны и давали разноплеменным туристам вольничать. А на соловецком катере трудились могучие «поморские морские волки», которые жестко управляли пассажирами.
Один так образно словесно оттянул меня за постоянные шатания перед рубкой, мешающий обзору, что я в шутку попросил его повторить это под запись. Смеялся весь корабль. Катер сопровождали чайки, до которых иногда казалось можно было дотянуться рукой.
Идиллия немного испортилась, после того как катер вышел из Долгой губы через пролив с поэтическим названием Северные Железные Ворота.
В проливе с не менее поэтическим название Анзерская Салма, который разделяет Большой Соловецкий и Анзерские острова, было ветрено и на палубе осталось всего несколько человек. На севере стал приближаться остров Анзер.
Хотя на острове есть несколько «гор», но это скорее метафорические названия, остров плоский и низкий.
Один раз вдалеке мелькнула спина белуги, а так из живности видно было только вездесущих чаек. Катер бросил якорь в районе юго-западного мыса Кеньга и нас на лодке переправили на Анзер.
С Анзера мы возвращались с другого причала, расположенного в Капорской губе. В этом заливе имеется грязноватенький песчаный пляж. Я сразу скинул кроссовки и окунул ножки в Белое море.
Вода оказалось на удивление теплой. Но из-за отсутствия плавок я не рискнул окунуться в Белом море. По ощущениям вода была такой же температуры как на другом конце света, на пляже Кампс Бей около Кейптауна, а там я купался, выдерживал правда минут 10, не больше.
Второй соловецкий катер оказался побольше размером, можно было свободно шататься по палубе.
Большая часть пассажиров сразу спустилась в трюм, а я большую часть обратного пути провел на палубе.
Анзер с воды мне показался совсем плоским, а гора Голгофа совсем обмельчала как гора.
В Анзерском Сальме было ветрено, но терпимо. Я развлекался опять наблюдая за чайками.
Я надеялся увидеть белугу, но не судьба. Когда прошли Северные Железные Ворота стало тише. Но того утреннего кайфа уже не было, так красивые островки, пейзажи Белого моря.
Возвратная поездка на теплоходе «Метель-4» началась на том же Тамарином причале.
До Рабочеостровска путь гораздо короче, плыть всего 2 часа или около того. Я устроился в середине салона на крайнем кресле и большую часть пути провел на открытой палубе в середине теплохода. С грустью простился с Соловками. Сначала с монастырем, потом с окрестными островками архипелага.
Несмотря на хмурую погоду, море было спокойным и корабль набрал хороший ход в юго-западном направлении.
Основное развлечение в пути было наблюдать за чайками. Эти морские птицы просто чудо.
На «Сапфире» из –за размеров корабля такого контакта с ними трудно достичь. Иногда казалось, что рукой можно достать. Народ развлекался бросая им хлебушек. Птицы пикировали за ним прямо в воду, на лету даже не пытались достать.
Наконец стал приближаться материк. Сначала теплоход прошел пролив Соловецкая Салма, потом севернее архипелага Кузова и мелких островов вошел в Кемскую губу. Места здесь красивые и дикие.
Наконец мы причалили в Рабочеостровске. Здесь завершилось мое знакомство с Беломорьем.
Спасибо за внимание…