В XI в. в результате завоеваний туркмен – мусульманской ветви изначально кочевавшего по среднеазиатской реке Сырдарья древнего тюркского этноса огузов, на Ближнем и Среднем Востоке образовалась могущественная держава, охватывавшая, помимо междуречья Сырдарьи и Амударьи и территории современного Туркменистана, Иран, Ирак, бóльшую часть Закавказья, Малую Азию, Сирию и Палестину.
Туркменские воины завоевали земли некоторых местных государств, в том числе контролировавшую Багдад державу иранской династии Буидов. У других правителей туркмены отвоевали часть владений: например, Малая Азия была ими захвачена у обширной Византийской империи – наследницы Древнего Рима.
Огромное духовное значение имело завоевание туркменами Багдада в Ираке, куда их пригласил сам заседавший там халиф – духовный вождь всех мусульман мира, аль-Каим. В то время багдадские халифы тяжело страдали от деспотизма державших в своих руках всю светскую власть буидских правителей, которые были шиитами – считавшими, что власть на земле должна принадлежать потомкам Али – двоюродного брата пророка Мухаммеда, тогда как халифы являлись суннитами – ортодоксальными мусульманами, не придававшими особого значения родству правителя с пророком.
Буиды, примерно за столетие до туркменских завоеваний установившие власть над Багдадом, не решились свергнуть аббасидскую династию халифов (являвшихся потомками Аббаса – дяди пророка Мухаммеда), но лишили их всякой реальной власти над многочисленными подданными. Халифы все свои указы издавали под диктовку буидских правителей и даже не могли без согласия тех взять из казны денег на личные нужды.
Сокрушив государство Буидов, туркмены, будучи суннитами, позволили халифу самостоятельно вести свою личную жизнь и окружили его подобающим всемусульманскому вождю почетом. Однако светской власти халифы так и не получили: теперь политика диктовалась туркменской правящей династией – Сельджукидами, названными так по имени их родоначальника Сельджука из племени кынык – основателя туркменского государства на Сырдарье. Руководивший большинством туркменских завоеваний внук Сельджука Тогрул-бек в 1055 г. получил от халифа аль-Каима титул султана, т.е., обладателя власти.
Туркмены, как и другие тюркские народы того времени, были первоначально скотоводами-кочевниками. Их название вначале было экзоэтнонимом, то есть, этим словом, означающим что-то вроде «подобные тюркам», огузов-мусульман называли другие народы Востока. Сами себя они обычно называли просто тюрками.
После завоеваний Тогрул-бека множество туркмен и других кочевых тюрков из Средней Азии потянулось переселяться в богатые завоеванные области. Там, однако, было намного меньше пригодных для занятия традиционным кочевым скотоводством обширных степных угодий. Большинству тюркских переселенцев приходилось переходить к оседлому образу жизни, учиться новым для себя способам ведения хозяйства: отгонному и стойловому скотоводству, земледелию, у коренного населения. Постепенно в культурном отношении переселенцы уподоблялись местным народам, полностью воспринимали их традиции и уклад жизни, заключали с коренным населением смешанные браки. Правящая элита: султаны и их приближенные, переселялись из кочевых юрт в роскошные дворцы прежних местных правителей.
Но, поскольку в Сельджукский султанат вошли земли изначально разных государств, принесенный туркменами огузский язык стал средством межнационального общения. С течением времени население некоторых областей султаната, особенно принявшие ислам бывшие христианские народы, полностью переходило на язык туркмен, начав использовать его и в собственной среде. На него перешло население древней области Азербайджан в Восточном Закавказье и Северо-Западном Иране. Утратило свои изначальные языки и принявшее ислам население отвоеванной у Византии Малой Азии, происходящее от иранцев, армян и греков.
Главными делопроизводственными языками державы Сельджукидов оставались, однако, арабский и персидский: на первом издревле были написаны все мусульманские религиозные тексты, второй служил для государственного управления еще со времен древнеперсидской цивилизации. В этих языках за пришлыми из Средней Азии народами и местным населением, перешедшим на огузский язык, закрепилось общее для туркмен (и вообще, огузов) самоназвание: «тюрк». Так было начато постепенное формирование турецкого этноса.
(все изображения из открытых источников Интернета)
Полная версия статьи здесь: https://history-thema.com/rasczvet-seldzhukskoj-derzhavy/
Если было интересно, нажмите «лайк»👍 и подпишитесь на наш канал.
Спасибо, что дочитали до конца! Позитивных дней.🌞 Пусть сбывается все хорошее 🙂
Читайте еще в нашей ленте👇
Государство Сельджукидов: каким оно было и как распалось
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.